Афины. Акрополь 8. Парфенон - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Афины. Акрополь 8. Парфенон

Архитектура античного мира > Расцвет аттической архитектуры
Афины. Парфенон. Курватуры южной продольной стороны
Афины. Парфенон. Курватуры южной продольной стороны
    Большое значение для архитектуры храма имеет совершенство его исполнения и особенно с исключительной тщательностью осуществленная система "утонченностей" или незначительных отклонений от геометрической правильности линий. Эти отклонения, встречавшиеся отдельно в различных архаических храмах, а более последовательно — в храмах 2-й четверти V в. до н.э., впервые применяются одновременно именно в Парфеноне.
    В значительной мере возможность такого широкого введения "утонченностей" объясняется применением мрамора как единственного строительного материала для всех важнейших сооружений Акрополя. Из всех видов камня, применявшегося эллинской цивилизацией, именно мрамор допускал столь высокую точность и тонкость проработки деталей, более острые углы и полировку поверхности.
    К числу этих отклонений относятся, во-первых, курватуры всех горизонтальных линий, начиная со ступеней стереобата и кончая частями антаблемента.
Афины. Парфенон. Угол западного фронтона
Афины. Парфенон. Угол западного фронтона
Афины. Парфенон. Стереобат (видны курватуры ступеней)
Афины. Парфенон. Стереобат (видны курватуры ступеней)
    Примечательно, что при незначительном искривлении всех горизонтальных линий вертикальность швов кладки полностью выдержана, так что, например, блоки ступеней стереобата имеют по фасаду форму неправильных четырехугольников, меняющихся, к тому же, от углов к середине сторон сооружения. С удивительной точностью осуществлены и все другие "отклонения": наклон осей колонн и антаблемента к стенам храма, а гейсона — наружу, утолщение угловых колонн, уменьшение угловых интерколумниев, наклон в наружную сторону тимпанов фронтона и т.д.
    Наклон в наружную сторону вертикальных поверхностей венчающих частей храма — в частности гейсона, антефиксов и акротериев, а также абаки наружных колонн (деталь, впервые встречающаяся в Парфеноне, но затем наблюдаемая также в храме Конкордии в Акраганте и в Сегесте) — возможно, выполнялся для лучшего отражения света в направлении зрителя, в других же случаях, например в антовых капителях, его целью было подчеркнуть контраст детали и более крупного элемента — поверхности самого анта, наклоненного в противоположном направлении.
Афины. Парфенон. метопа южной стороны — кентавр и лапиф
Афины. Парфенон. метопа южной стороны — кентавр и лапиф
    Примечательно, что курватура архитрава в Парфеноне была выполнена в виде ломаной линии так, что нижние и верхние поверхности каждого блока были не искривлены, а прямолинейны. Зато потребовались исключительно точная притеска вертикальных швов в месте примыкания соседних блоков, а также подтеска абак, верхняя поверхность которых получилась как бы двускатной.
    Указанные отклонения, без сомнения, нельзя объяснить только борьбой с оптическими искажениями и иллюзиями, как это первоначально предполагалось. Некоторые из них настолько тонки, что почти не заметны для глаза, другие же, несомненно, воспринимаются зрителем, придавая формам Парфенона поразительную пластичность и жизненность.
    Скульптуры Парфенона, выполненные лучшими мастерами Греции по замыслу и при непосредственном участии великого Фидия, играли важнейшую роль в углублении и раскрытии богатого художественного и идейного содержания храма. Сложные по композиции группы, выполненные в круглой скульптуре, хорошо проецировавшейся на фоне стены тимпанов, были установлены на горизонтальном карнизе обоих фронтонов. Эти фигуры имели самый крупный масштаб и были рассчитаны на восприятие с дальних точек зрения: они, без сомнения, были достаточно хорошо различимы уже на всем участке пути Панафинейской процессии вдоль южной стороны Акрополя.
    Следующее место принадлежало метопам, выполненным в крупном рельефе (соответствующим сильной пластике архитектурных форм храма), с фигурами несколько меньшего масштаба, который, однако, должен был хорошо восприниматься от самого выхода из Пропилей на Акрополь. При непосредственном приближении к западному фасаду Парфенона и при движении вдоль его северной колоннады вступал в действие и третий скульптурный элемент в наружной архитектуре храма — знаменитый фриз, тянувшийся по верху стен целлы по всему ее периметру, достигавшему 160 м.
     Фриз выполнен в относительно низком рельефе. При высоте 1 м его исключительно тонкий рельеф, местами изображавший четыре проецирующиеся одна на другую фигуры, не превышал 6 см в верхней части скульптурных плит и доходил лишь до 4 см в их нижней части. Такое различие в рельефе, очевидно, было глубоко продумано и учитывало специфические условия восприятия фриза — в сильном ракурсе.
    Различные части скульптуры Парфенона были выполнены последовательно, одни за другими и отражают тенденции в изменении характера, общие для всей греческой скульптуры 3-й четверти V в. до н. э. Раньше всего были высечены 92 метопы триглифного фриза наружной колоннады. Они относятся к 447—443 гг. до н. э., т. е. ко времени возведения основных частей храма. В 442—438 гг. до н. э. был выполнен фриз, работы над которым велись не в мастерской, но непосредственно на стенах целлы. Его завершение совпадает со временем освящения храма, когда в целле была установлена и статуя Афины Парфенос. Фронтонные скульптуры — самые поздние, они относятся к 438—431 гг. до н. э. Но их замысел, по-видимому, относится к более раннему времени: об этом свидетельствуют железные стержни, укреплявшие плиты горизонтального карниза и зажатые камнями тимпана.
    Все наружные скульптуры оставались на месте, и сам Парфенон, несмотря на ряд переделок, пребывал в целости до 1687 г., когда во время венециано-турецкой войны прямое попадание венецианской бомбы разрушило всю его среднюю часть. Современное состояние храма — плод тщательных реставраций. Скульптуры его, хранящиеся в настоящее время во многих музеях Европы (главным образом в Британском музее в Лондоне, куда они были вывезены лордом Эльгиным, английским послом в Турции), дошли частично и в разной мере сохранности. Лучше всего сохранился фриз.
    Идейный подтекст тематики, развернутой в скульптурах Парфенона, тесно связан с недавно пережитыми событиями (ожесточенной борьбой и победой греков над персами) и стремлением воплотить в наглядной и убедительной форме идею гегемонии Афин, освященной и поддержанной самой их божественной покровительницей.
Афины. Парфенон. Фрагмент панафинейского фриза с западной стороны целлы
Афины. Парфенон. Фрагмент панафинейского фриза с западной стороны целлы
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому