Афины. Акрополь 9. Парфенон - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Афины. Акрополь 9. Парфенон

Архитектура античного мира > Расцвет аттической архитектуры
    Группа западного фронтона, от фигур которого остались лишь фрагменты, изображала спор Афины с Посейдоном из-за владычества над Аттикой. Поскольку богиня — покровительница ремесел — особенно почиталась афинским демосом, а Посейдон в древнейшие времена считался покровителем родовой знати, античным зрителям эта группа, несомненно, напоминала и о недавней жестокой внутриклассовой борьбе. Так в скульптурах Парфенона была подчеркнута и вторая сторона общего идейного замысла ансамбля Акрополя: возводя его, афинская рабовладельческая демократия стремилась увековечить не только торжество греков над варварами, но и свою победу над реакционными силами внутри полиса. Скульптурная группа восточного фронтона, от которой дошли отдельные фигуры, изображала миф о рождении Афины из головы Зевса. Тем самым как бы подчеркивалось особое место Афин в эллинском мире.
Афины. Парфенон. Скульптура западного фронтона
Афины. Парфенон. Скульптура западного фронтона
Афины. Парфенон. Скульптура восточного фронтона, фигура Диониса
Афины. Парфенон. Скульптура восточного фронтона, фигура Диониса
    Композиция фронтонных групп известна лишь по зарисовкам, выполненным за 13 лет до их разрушения. Тем не менее не остается сомнений о серьезных сдвигах, произошедших в развитии этого вида скульптурных композиций, как и отдельных скульптур, со времени выполнения фронтонов храма Зевса в Олимпии. Композиция строится теперь не на строгом соответствии фигур левой и правой части, но на перекрестном противопоставлении фигур взаимоуравновешенных. Так, например, обнаженной мужской фигуре слева неизменно отвечает одетая женская фигура в правой части фронтона, и наоборот. Три исключительно тонко исполненные, полные женственности фигуры Мойр (богинь судьбы) соответствуют обнаженному полулежащему охотнику Кефалу и сидящим женским божествам — Орам.
    Смелым нововведением является заполнение углов восточного фронтона; место обычных лежащих фигур занимают головы коней, слева — Гелиоса (солнца), поднимающегося из Океана на своей колеснице, справа — Никс (ночи), опускающейся в Океан со своими конями. Эти изображения многозначительны. Используя представления греческой мифологии о Вселенной, о Земле, опоясанной широкой рекой Океаном, они символически раскрывают величие и значительность для всего эллинского мира изображенного во фронтонной скульптуре события — рождения из головы Зевса нового божества, могущественной Афины. Подлинность этого невероятного чуда Фидий постарался передать, показав, какое ошеломляющее впечатление произвело оно на присутствующих богов. Об этом свидетельствует полная движения, задрапированная в развевающиеся одежды фигура Ириды.
    Характерно, что фронтонные скульптуры в техническом отношении совершенно закончены не только с лица и с боков, но и с тыла. Это результат новой техники постепенной и многократной обработки сразу всей поверхности статуи, сменившей архаичную технику обработки блока с четырех его фасадов. Только при этой, более гибкой технике стало возможным выполнение в мраморе сложных по композиции, динамичных форм, свойственных классической эпохе.
Афины. Парфенон. Фрагмент панафинейского фриза с восточной стороны целлы
Афины. Парфенон. Фрагмент панафинейского фриза с восточной стороны целлы
Афины. Парфенон. Фрагмент панафинейского фриза с восточной стороны целлы
Афины. Парфенон. Фрагмент панафинейского фриза с восточной стороны целлы
    На метопах фриза наружной колоннады были изображены события греческой мифологии: на восточном фасаде — гигантомахия; на южном (наиболее сохранившиеся метопы) — борьба лапифов против кентавров; на западном — битва греков с амазонками; на северном — взятие Трои. Скульптура метоп далеко не равноценна по технике исполнения. Над ними, под общим руководством Фидия, работало большое количество скульпторов. Различен и сам характер отдельных изображений, в которых ясно заметен переход от архаической скованности движений (например, кентавр, держащий за волосы юношу) к поражающей своей жизненностью динамике тел (кентавр, вздыбившийся над поверженным врагом). При всем том скульптура метоп характеризуется живым изображением эмоций.
    Важнейший элемент скульптуры, непосредственно определявшей внешний облик Парфенона, — грандиозно задуманный панафинейский фриз, включающий сотни фигур богов, людей, коней и жертвенных животных. Его тема — выражение благодарности афинян их божественной защитнице. На западной стороне показано формирование Панафинейской процессии: юноши, седлающие коней. Действие развертывается в мерном ритме по продольным сторонам храма: здесь мужчины, несущие ветви олив (дерева Афины), музыканты, всадники, выступающие рядами по четверке, женщины и девушки в ниспадающих складками одеждах, неспешно движущиеся по направлению к восточной стороне Парфенона, где показаны восседающие на изящных сиденьях боги и жрец Афины, развертывающий с помощью мальчика драгоценный пеплос.
Афины. Парфенон. Скульптура восточного фронтона. Богини судьбы—Мойры
Афины. Парфенон. Скульптура восточного фронтона. Богини судьбы—Мойры
Афины. Парфенон. Фрагмент панафинейского фриза с центральной части восточной стороны целлы - передача пеплоса
Афины. Парфенон. Фрагмент панафинейского фриза с центральной части восточной стороны целлы - передача пеплоса
    Проходя мимо этой торжественно разворачивающейся композиции фриза, изображавшей последовательные стадии Панафинейского шествия, зрители — участники действительной процессии — глубже осознавали свою связь с храмом и его огромное общественное значение.
Античная статуэтка, так называемая Афина Варвакион — копия Фидиевой Афины Парфенос, стоявшей в целле Парфенона
Античная статуэтка, так называемая Афина Варвакион — копия Фидиевой Афины Парфенос, стоявшей в целле Парфенона
    Последний скульптурный образ, являвшийся центром всего композиционного и идейного замысла Парфенона, — культовая статуя Афины, исполненная Фидием из золота и слоновой кости и являвшаяся одним из его шедевров (на ее изготовление было истрачено 44 таланта, т. е. 1140 кг золота). Об этом образе нам дают представление многочисленные описания древних авторов, изображения на монетах и несколько более поздних скульптурных копий, из которых наиболее близкой к оригиналу, по-видимому, является мраморная статуэтка из Варвдкиона в Афинах (ее высота 1 м).
    Афина стоит в спокойной, торжественной позе. Голова покрыта высоким шлемом, тело одето хитоном, складки которого должны были отвечать каннелюрам на окружавших статую Фидия колоннах огромной целлы (вся средняя часть целлы была разрушена взрывом, и сейчас зрителю открываются стены второго помещения храма — собственно Парфенона). Левая рука опирается на большой круглый щит, покрытый рельефами, за которым скрывается змея, жившая, по преданию, в храме Афины Полиас. Правая рука, слегка вытянутая вперед и поддерживаемая небольшой колонной, несет маленькую фигурку Ники.
    Колоколообразная капитель колонны, вероятно, расписанная в статуэтке и пластически разработанная в оригинале, может явно рассматриваться как ранняя форма коринфской капители, в дальнейшем впервые примененной в качестве подлинно архитектурной формы Иктином в храме Аполлона в Бассах. Образ Афины должен был отражать сдержанную мощь и величавость, свойственные, по эллинским представлениям, олимпийской богине.
    Так в скульптурных образах Парфенона, как и в его архитектуре, получило полное воплощение то сочетание монументального покоя с жизненностью и благородного величия с простотой, которое отличает античное греческое искусство поры его наивысшего расцвета.
    Использовав средства архитектуры и скульптуры, создатели Парфенона блестяще разрешили стоящие перед ними задачи, отразив в нем те черты Афин, которые, по мнению Перикла и его единомышленников, давали их полису право на руководящую роль во всем эллинском мире: наиболее совершенное для своего времени государственное устройство Афин, их политическую мудрость и экономическое могущество, передовой характер их идеалов и неоспоримое первенство во всех областях греческой культуры, превратившие Афины того времени в передовой центр и школу Эллады. А чем ярче Парфенон отражал блистательный образ перикловых Афин, могущество их мировоззрения, этические и эстетические идеалы, тем лучше он выполнял свою роль в панэллинском по идее ансамбле Акрополя.
    Значительность идейного содержания и совершенство художественной формы делают Парфенон вершиной всего древнегреческого зодчества.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому