Древняя Греция. Древнейшая эпоха. Памятники 2
Архитектура античного мира > Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII - середина VIII в. до н.э.)
Приния. Храм А, конец VII в. до н. э. Фасад (реконструкция)
Храмы в Принии на о. Крите датируются VII в. до н. э. Храм Б, состоящий из трехчастной целлы (с пронаосом, наосом и адитоном) шириной 4,5 м, имел посередине алтарь. В основном он повторяет традиционные для эгейской архитектуры формы. Значительно более интересен храм А — почти правильная прямоугольная постройка со стенами из плитняка на глиняном растворе. Он состоял из наоса и предшествующего ему портика в антах. Это уже почти типичный храм в антах более позднего времени, от которого его, однако, отличали усиленные пилоны, заканчивавшие анты и квадратный столб, стоявший между антами по главной оси храма прямо против двери в наос.
Внутри наоса, по продольной оси, как и в храме в Дреросе, находились две деревянные опоры на каменных плитах, а между ними помещался очаг, служивший алтарем. Остатки жертвоприношений — пепел и кости — заставляют предположить, что и здесь в крыше имелось отверстие для выпуска дыма.
Храм был богато украшен. Сохранились части рельефного фриза с изображением ряда всадников, обломки скульптур двух крылатых женских божеств, а также куски волют архаической формы (без глазка и с выпуклой линией спирали). Пернье реконструирует храм с плоской крышей, полагая, что крылатые боги находились над центральным столбом по оси храма, а волюты увеличивали его углы.
Храмы в Принии имеют ярко выраженные черты эгейских традиций: форму мегарона, эгейскую конструкцию стен и фундаментов из грубо отесанных блоков, очаг внутри наоса и скамьи для приношений, свойственные эгейским святилищам.
Приния. Храм А, конец VII в. до н. э. План
Приния. Храм А, конец VII в. до н. э. Фрагмент фриза
Терракотовые модели храмов, 2-я половина VIII в. до н. э. (реконструкция): из Перахоры
Модели из Аргоса и Перахоры. Остатки выполненных в терракоте моделей построек, найденные при раскопках на месте древнейшего храма в Аргосском Герайоне и среди остатков первого апсидального храма Геры Акрайи в Перахоре близ Коринфа, позволяют дополнить картину храмового строительства древнейшей эпохи. Модели, по-видимому, представляющие собой вотивные приношения и относящиеся ко второй половине VIII в. до н. э., изображают современные им сооружения. Модель из Аргоса изображает прямоугольную постройку со входом на торцовой стороне и портиком на двух угловых столбах.
Судя по росписям, на боковых сторонах изображены каркасная конструкция и горизонтальные связи, которые должны были соединять поверху и понизу столбы портика (они не сохранились) с небольшими выступами продольных стен. Крутая двускатная кровля сочетается в этой модели с горизонтальным потолком, образуя чердачное помещение, в которое можно было попасть через проем во фронтоне. Стропильные ноги не свешивались, а упирались в балки чердачного перекрытия. Треугольные отверстия, показанные на стенах модели, могли служить для выпуска дыма от очага. В росписи стен геометрический орнамент соединен со стилизованной пальметтой.
Терракотовые модели храмов, 2-я половина VIII в. до н. э. (реконструкция): из Аргоса
В Перахоре были, по сути дела, найдены фрагменты двух схожих моделей, на основе которых была сделана единая реконструкция. В этом случае задняя часть модели была закруглена и, по-видимому, изображала апсидальное завершение постройки из булыжника или колотого камня, из которого трудно выкладывать прямые углы. Очертания кровли, имевшие сходство с перевернутой вверх килем лодкой, говорят о том, что кровля была из соломы или тростника, обмазанных глиной. Таким образом, модель из Перахоры, хотя и была выполнена в VIII в. до н. э., отражает скорее всего более ранний этап строительства.
Древнейшая эпоха — время сложения первых эллинских городов и появления сооружений, в которых, несмотря на явную связь их с постройками крито-микенской эпохи по композиции и строительной технике, уже начали появляться новые, типично греческие строительные приемы и архитектурные формы.
В описанных памятниках и моделях построек конструкция крыши и потолочное перекрытие, ранее совмещенные, отделились друг от друга. Появились стропила и чердачное помещение, выражением которого на торцах здания стал треугольник фронтона. Основание фронтона обозначали торцы балок перекрытия портиков, выступавшие на переднем и заднем фасаде из глинобитного поля стены.
Не менее важно появление открытого колонного портика в культовых постройках. Первоначально колонны ставились, по-видимому, только между выступавшими торцами боковых стен («храм в антах»). Затем, как можно видеть на примере храма в Дреросе и на моделях Аргоса и Перахоры, колонны заняли место по углам торцового (главного) фасада здания, служа опорами для выступавшего чердачного перекрытия. С добавлением промежуточных колонн, поддерживавших балку портика, естественно совершился переход к простильному храму, в котором на колоннах покоится вся торцовая часть перекрытия.
В древнейший период появились зачатки и важнейшей архитектурной формы эллинского зодчества — птерона или перистасиса, т. е. наружной колоннады, со всех четырех сторон окружающей ядро храма — целлу.
Устройство наружной колоннады и навеса вокруг храма первоначально вызывалось чисто практическими целями — необходимостью защитить недолговечные сырцовые стены от косого дождя, укрыть собравшихся от солнца или непогоды; под навесом наружной колоннады, быть может, хранилось храмовое имущество и т. д.; но раз возникнув, колоннада начинает затем применяться с художественной целью.
В периптеральном типе храма исчезла односторонняя фасадность исходного типа — мегарона, появились пространственная связь с окружающей природой и возможности пластического и всестороннего восприятия здания. Наконец, было достигнуто впечатление значительно большего объема всего здания в целом.
Все эти черты предопределили широкое использование храма-периптера в последующую эпоху, когда в связи с новыми потребностями античного общества храм стал важнейшим общественным зданием города.