Храм Афины Афайи на острове Эгине - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Храм Афины Афайи на острове Эгине

Архитектура античного мира > Архитектура греческой метрополии
Остров Эгина. Святилище Афины Афайи. Храм, около 490 г. до н. э. Общий вид
Остров Эгина. Святилище Афины Афайи. Храм, около 490 г. до н. э. Общий вид
Остров Эгина. Святилище Афины Афайи. Храм, около 490 г. до н. э. генеральный план
Остров Эгина. Святилище Афины Афайи. Храм, около 490 г. до н. э. генеральный план ; 1 - пропилон; 2 — рампа; 3 — алтарь; 4 — базы; 5 — водосборная цистерна; 6 — храм Афайи
Остров Эгина. Храм Афины Афайи. фасад
Остров Эгина. Храм Афины Афайи. фасад
    Храм Афины Афайи на острове Эгине стоит на грани архаического периода и эпохи расцвета эллинского зодчества. Это наиболее развитая, законченная и наилучшим образом сохранившаяся позднеархаическая, постройка материковой Греции, дошедшая до нас вместе с великолепными скульптурными группами своих фронтонов (ныне в музее в Мюнхене). Храм был заложен после 500 г. до н. э. Скульптурные группы принадлежат двум периодам: западный фронтон примерно к 500 г. до н. э., восточный — к 480 г. до н. э.
Остров Эгина. Святилище Афины Афайи. Храм, около 490 г. до н. э. разрез по холму
Остров Эгина. Святилище Афины Афайи. Храм, около 490 г. до н. э. разрез по холму
    Святилище богини, издавна почитавшейся на острове, впервые обрело определенную архитектурную композицию в самом начале VI в. до н. э., когда священный участок был несколько выровнен и обнесен стеной, построены пропилеи и храм в антах, который, несмотря на свои малые размеры, по-видимому, имел два ряда внутренних колонн, поставленных в два яруса (обнаружены капители колонн трех различных размеров, относящиеся к этому периоду, но реконструировать храм не удается).
Остров Эгина. Храм Афины Афайи. Разрез
Остров Эгина. Храм Афины Афайи. Разрез
Остров Эгина. Храм Афины Афайи. план
Остров Эгина. Храм Афины Афайи. план
    При строительстве нового храма участок был значительно расширен и выровнен, причем были возведены великолепные подпорные стены, пропилеи получили свою классическую форму торжественного входа, всесторонне развитого затем на афинском Акрополе. Новый храм представлял собой периптер с числом колонн 6X12 и стоял на трехступенчатом основании размером 13,79x28,5 м по стилобату. Он построен из местного известняка и был покрыт прекрасной мраморной штукатуркой, некогда расписанной. Из паросского мрамора были сделаны лишь фронтонные скульптуры и сима фронтона.
    План храма в своем первоначальном виде мог бы явиться примером типического периптера эпохи расцвета. Его целла состояла из пронаоса с двумя колоннами в антах, такого же опистодома и наоса, разделенного, как и в предшествующем храме, на три корабля двумя двухъярусными колоннадами. Но еще до окончания строительства по-видимому, вследствие культовых требований, опистодом был соединен с наосом дверью, а с другой стороны закрыт глухими решетками, поставленными между колоннами и антами (подобные решетки, но с дверями для входа, имелись и в пронаосе). Эти изменения в известной мере превратили опистодом в адитон.
    В пропорциях храма чувствуются архаические черты. Хотя колонны довольно стройны — отношение их высоты к нижнему диаметру составляет 5,3 : 1, но антаблемент тяжеловат и составляет 1/3 высоты колонны. Его внутренние членения тоже архаичны: фриз больше архитрава. Вынос капителей колонн еще велик, хотя это скрадывается относительно большой высотой эхина. Соотношения частей ордера подчинены закону целых чисел и выражены в дорических футах (эгинетский дорический фут равен 32,7 см). Так, высота колонн, равная 16 таким футам, соответствует двум пролетам. Высота антаблемента укладывается трижды в высоте колонн. Отношение нижнего диаметра колонны к интерколумнию 3 : 5. Проблема углового триглифа решена путем сужения угловых пролетов. Однако — архаическая черта — колонны на боковых сторонах храма стоят теснее, чем на торцовых. Хотя курватуры, впервые появившиеся в коринфском храме, в эгинском храме отсутствуют, здесь можно отметить появление других тонкостей, характерных для эпохи расцвета: наклон в сторону целлы всех наружных колоннад и небольшое утолщение (на 2 см) угловых колонн. Такого рода отступления от регулярности помогали избегнуть излишней сухости форм и как бы придавали сооружению большую зрительную устойчивость.
Остров Эгина. Храм Афины Афайи. скульптура Афины
Остров Эгина. Храм Афины Афайи. скульптура Афины
Остров Эгина. Храм Афины Афайи. Колоннада интерьера
Остров Эгина. Храм Афины Афайи. Колоннада интерьера
    Построенный в период обострения отношений эллинского мира с могущественной персидской державой и законченный практически уже в разгар греко-персидских войн, храм Афины Афайи в своем идейном содержании связан с этой героической эпохой греческой истории.
    Знаменитые скульптурные группы его фронтонов, изображающие подвиги эгинцев в Троянской войне, должны были служить в это опасное для Греции время ярким напоминанием об их былых победах над Востоком, одержанных, согласно легенде, под покровительством могучей и воинственной богини, которой был посвящен небольшой, но монументальный эгинский храм.
    Вместе с храмом Зевса в Олимпии храм Афины на о. Эгине относится к числу немногих, сохранивших черты, указывающие на существование деревянных галерей над боковыми нефами. Эти галереи покоились на балках, опиравшихся непосредственно на абаки колонн первого яруса так, что их архитрав, увенчанный тенией и регулами, служил в то же время барьером. В отличие от первого яруса внутренних колонн второй ярус, возможно, завершался не одним только архитравом, но полным антаблементом.
Остров Эгина. Храм Афины Афайи. Западный фронтон (реконструкция)
Остров Эгина. Храм Афины Афайи. Западный фронтон (реконструкция)
    Его фронтонные группы еще не свободны от условностей архаического искусства. Лучше других сохранилась скульптурная группа западного фронтона, изображающая бой над телом павшего героя (согласно другой реконструкции — битву над трупами двух героев). В центре фронтона находится изображение богини Афины, своей монументальной неподвижностью напоминающее другие архаические статуи. По обеим сторонам ее — фигуры сражающихся героев, расположенные настолько симметрично, что правая сторона повторяет левую почти в зеркальном отражении.
    Фигуры воинов представлены в движении, однако оно передается только расположением конечностей и торсов и не сопровождается игрой мускулатуры, почему позы кажутся несколько напряженными и оцепенелыми. На лицах воинов застывшая улыбка.
    Все же в эгинских скульптурах чувствуется начало новых исканий, полностью разрешенных только в последующих произведениях скульптуры V в. до н. э.: найдена сюжетная тема, позволившая изобразить фигуры во всем разнообразии поз и движений, что облегчило задачу их компоновки в рамках сужающегося к углам поля фронтона; вместе с тем была разрешена и проблема сохранения единого масштаба для фигур, из которых выделяется лишь одна богиня Афина, стоящая во весь свой преувеличенный рост. Взаимное расположение отдельных групп, связанных единством действия, переплетением частей тела и аксессуаров битвы, однако, еще архаично: связь между этими группами еще не достигнута и вся композиция лишена цельности, которой через 20 лет достигнет скульптор фронтонных композиций храма Зевса в Олимпии.
Остров Эгина. Храм Афины Афайи. скульптура
Остров Эгина. Храм Афины Афайи. скульптура
Остров Эгина. Храм Афины Афайи. скульптура
Остров Эгина. Храм Афины Афайи. скульптура
    В скульптурном убранстве эгинского храма немалую роль играли также и акротерии, в особенности коньковые. Еще важнее было применение цвета: тения архитрава и карниз были ярко-красными, триглифы — черными и темно-синими, более тонкое сочетание синего с красным отмечало симу и пальметты антефиксов, поле фронтонов позади мраморно-белых скульптур было небесно-синим.
    Картина развития дорического зодчества на протяжении VI в. до н. э., рассмотренная только на памятниках материковой Греции, не является полной. Она должна быть прослежена также на памятниках Великой Греции, где родилась своя собственная, весьма своеобразная архитектурная школа.
Остров Эгина. Храм Афины Афайи. аксонометрия храма
Остров Эгина. Храм Афины Афайи. аксонометрия храма
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому