Города 4. Пергам - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Города 4. Пергам

Архитектура античного мира > Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-I в. н.э.)
    Пергам с 283 г. до н. э. становится столицей Пергамского царства и достигает наибольшего расцвета в период от середины III в. до 133 г. до н. э. В это время сооружены наиболее крупные и значительные ансамбли и здания города.
    Пергам был расположен в 5 км от моря в долине, над которой господствовал высокий скалистый холм акрополя. Подобно акрополю в Афинах, он доминировал над городом и был государственным и культовым центром, что почти не встречается в других эллинистических городах Ионийского побережья Передней Азии.
Пергам. Макет центра города
Пергам. Макет центра города
    Расположение общественного центра на террасах акрополя вне связи с регулярной планировкой городских кварталов и улиц обусловило его своеобразную композицию, наглядно показывающую то изменение, которое внесли традиционные приемы свободной застройки комплексов, сложившиеся в предшествующие периоды при аналогичной природной ситуации.
    Акрополь, господствующий над городом, был застроен общественными зданйями, культовыми сооружениями и дворцами пергамских царей. Сооружения группировались на постепенно повышающихся с юга на север террасах, верхняя из которых возвышалась на 270 м над уровнем долины, где располагался город.
    На верхней террасе находились военные арсеналы, казармы и построенный в римское время Траянеум; несколько ниже были расположены дворцы пергамских царей, знаменитая пергамская библиотека и святилище Афины, еще ниже — терраса большого алтаря Зевса и, наконец, на самой близкой к городу и относительно невысокой террасе был расположен Верхний рынок. Вершина угла треугольника, образованного естественным рельефом скалы и подпорными стенами акрополя, была занята театром, вмещавшим около 14 тыс. человек. У его подножия простиралась огромная (250 м длины) терраса с портиками прогулочных галерей (фойе).
    Входившие в состав Пергамского акрополя обширные дворцы монархов определили его построение как укрепленной царской резиденции. Этим объясняются некоторые особенности в построении комплекса: отделение общественных сооружений от культовых и дворцовых, замкнутость и обособленность ансамбля акрополя от жилой застройки.
    В отличие от замкнутых комплексов акрополя огромный театр с его террасой открыт к городу и хорошо связан с ним парадными входами. Расположение театрального здания и его большие абсолютные размеры предопределили его значение как центра композиции, к которому тяготели все основные постройки акрополя.
    Композиционные оси открытых в сторону театра и города комплексов, расположенных на верхних террасах, направлены к некоему фокусу, лежащему на главной композиционной оси театра и комплекса в целом. Этим достигается идеальное равновесие его частей и большое композиционное единство. Если в ансамблях акрополей и святилищ архаического и классического периодов ведущая роль принадлежала главному храму, то в эллинистическом ансамбле Пергама главным сооружением стало популярное общественное здание — театр.
    В отличие от свободно уравновешенных и более классических ансамблей с их ясной объемной расчлененностью, пластической завершенностью и самостоятельностью каждого элемента акрополь Пергама представлял собой целостное, но живописно свободное сочетание ряда ансамблей, в каждом из которых и открытые пространства площадей или перистилей, и формирующие их сооружения компоновались на основе более строгой геометрической схемы.
    Присущие классическим храмовым ансамблям эпическая простота, ясность и спокойствие сменяются сложной и динамичной композицией, насыщенной эффектными и неожиданными архитектурными комбинациями и сопоставлениями. Глубокие тенистые портики противопоставляются залитому солнцем обширному пространству площади, замкнутое пространство перистиля — поставленному внутри его объему периптера, ионический ордер — дорическому, стена — ордеру и т. д.
    Все эти композиционные приемы обогащают ансамбль, делая его в художественном смысле более изощренным и разнообразным. Однако при всей его внешней эффективности и пластическом разнообразии эллинистический ансамбль уступает классическому по глубине идейного содержания, простоте и величию.
Пергам. план акрополя
Пергам. план акрополя
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому