II храм Геры (Посейдона) в Посейдонии - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

II храм Геры (Посейдона) в Посейдонии

Архитектура античного мира > Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    II храм Геры (Посейдона) в Посейдонии — наиболее величественный и наилучшим образом сохранившийся памятник второй четверти V в. до н. э., а по сути дела — единственный греческий периптер, в наосе которого еще стоит на своих первоначальных местах часть верхних колонн внутренних двухъярусных колоннад. На трехступенчатом основании (размер стилобата 24,3X59,99 м) возвышается в своем могучем великолепии вся наружная колоннада, несущая полный антаблемент с фронтонами и карнизом, в которых не хватает лишь нескольких блоков.
    Как и более древние храмы Посейдонии, II храм Геры сооружен из кристаллического, очень твердого золотистого ракушечника, который был одет тонким слоем белой штукатурки; согласно традиции, некоторые части сооружения были покрашены.
    План и общая композиция храма, без сомнения, были задуманы не без влияния храма Зевса в Олимпии. Надо полагать, что архитектор Посейдонии изучал его, что особенно вероятно в связи с усилившимся культурным, влияниям материковой Греции после того, как в 468 г. до н. э. город принимал участие и вышел победителем в олимпийских играх.
Посейдония. II храм Геры (известный прежде как храм Посейдона в Пестуме), после 468 г. до н. э. Юго-восточный угол
Посейдония. II храм Геры (известный прежде как храм Посейдона в Пестуме), после 468 г. до н. э. Юго-восточный угол
Посейдония. II храм Геры. план
Посейдония. II храм Геры. план
    Лишь немногим меньший по размерам (всего на несколько метров) храм в Посейдонии имеет более удлиненные пропорции; число колонн составляет 6X14; при том же трехчастном членении целлы с пронаосом и опистодомом наос более вытянут, но так же, как в Олимпии, разделен двухъярусными колоннадами, которые заканчиваются пилястрами.
    Сохранность внутренних колоннад имеет очень большое значение, так как позволяет составить ясное представление о внутреннем помещении греческого периптера. По-видимому, наос казался узким, сильно вытянутым; высота среднего нефа, довольно близкая наружной высоте сооружения, очень велика по отношению к ширине центрального нефа целлы. Это еще подчеркивают сильные вертикали двухъярусных колоннад и заканчивающие их пилястры.
    Нижние колонны имеют 20 каннелюр, верхние — по 16; соотношение их диаметров друг к другу — 9 : 7; по высоте они относятся друг к другу, как 16 : 9 (6,06 и 3,41 м).
Посейдония. II храм Геры
Посейдония. II храм Геры
    Спокойный ритм убывающих по высоте колонн в сочетании с горизонталями архитравов создает характерное для всего интерьера ясное и спокойное равновесие. Эта уравновешенность замкнутого пространства целлы получила еще более совершенное решение уже во 2-й половине века в Парфеноне.
Посейдония. II храм Геры. поперечный разрез (реконструкция)
Посейдония. II храм Геры. поперечный разрез (реконструкция)
    В архитектуре II храма Геры, без сомнения, был заложен принцип регулярности построения. Исходные пропорции — 72X180 дорических футов (отношение 2 : 5 ) — намечались, однако, не по стилобату, а по тении архитрава. От этих размеров и был, по-видимому, определен интерколумний как некий теоретический усредненный модуль, равный 9 дорическим футам. Высота колонн была в 3 раза большей; и это соотношение соответствовало пропорциям пролета колоннады — 1 : 3, взятым в осях колонн.
    Вся строгость построения, однако, была нарушена тончайшими изменениями соотношения частей. Было применено одиночное сужение угловых пролетов по торцовым сторонам храма и двойное сужение (двух крайних пролетов) — по боковым, что повлекло за собою изощренное, практически незаметное для зрителя смещение и изменение размера элементов фриза, в котором имеет место типическое для классического периода отношение ширины триглифов и метоп 2 : 3.
    Пролеты торцовых колоннад были чуть меньше, чем на боковых сторонах, в то время как диаметр колонн главных фасадов был увеличен на 5 см. Это выразилось в явно заметном сужении интерколумниев и общем повышении мощи и пластической выразительности главных фасадов храма. Перечисленные утонченности дополняются — в первый и, за исключением храма в Сегесте, в последний раз в архитектуре Великой Греции — курватурами, последовательно присутствующими во всех горизонтальных элементах сооружения. Однако наклон внутрь, свойственный наружным колоннадам храма Зевса в Олимпии, в рассматриваемом храме отсутствует. Вместо этого применено откровенное изменение формы угловых колонн, которые кажутся наклоненными при рассмотрении храма Геры с фронтальных точек зрения.
Посейдония. II храм Геры (Посейдона), после 468 г. до н. э. Целла
Посейдония. II храм Геры (Посейдона), после 468 г. до н. э. Целла
Посейдония. II храм Геры. Фрагмент ордера
Посейдония. II храм Геры. Фрагмент ордера
    Необходимо отметить особенности масштабной характеристики II храма Геры. Издали (как и на чертеже) он кажется меньше, чем в действительности, и тем сильнее воздействует на зрителя, когда тот, подойдя к сооружению вплотную, уяснит себе его истинные размеры. Этому способствуют массивность антаблемента, относящегося к высоте колонн, как 1 : 2,3, тяжелые пропорции колонн (H = 4 ,23 или 4,33 D), состоящих всего из 5—6 больших барабанов, их тесная расстановка (отношение диаметра к интерколумнию составляет 1 : 1,13 или 1,2), крупность блоков архитрава, достигающих 4,5 м в длину и 1,5 м в высоту, иными словами, как бы преувеличенная массивность всех основных частей сооружения, которой противопоставляются относительно небольшие размеры и рельеф деталей.
    В этом противопоставлении размеров и пластики основных архитектурных форм второстепенным несомненно участвуют светотеневые соотношения, возникающие в условиях яркого южного освещения. Сильные тени предельно увеличивают выразительность храма в целом и его колоннады. Стволы колонн, как самостоятельные скульптурные тела, четко и пластично вырисовываются на фоне затененного пространства птерона. Их перерезают тени под сильно вынесенными капителями, но глубокая тень под карнизом объединяет каждый фасад сооружения.
    В отличие от них каннелюры колонн, число которых доведено до 24, и детали архитрава (тения, регулы), выполненные в очень плоском рельефе, дают небольшие тени, благодаря этому все элементы приобретают обобщенность, а их материал кажется особенно твердым и плотным. Именно этот характер твердости и прочности архитектурного тела отличает II храм Геры от архаических памятников Великой Греции с их припухлыми, не всегда напряженными формами, в которых доминирует масса. Могучие и тяжеловесные наружные колоннады храма в Посейдонии без труда несут гигантский антаблемент. Равновесие огромных героизированных форм и скрытые в них избыточные силы придают храму как бы стихийную мощь при подлинно органической целостности.
Посейдония. II храм Геры. Двухъярусные колоннады целлы
Посейдония. II храм Геры. Двухъярусные колоннады целлы
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому