Храм в Сегесте, Храм Деметры (Конкордии) в Акраганте
Архитектура античного мира > Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
Сегеста. Дорический храм, около 430 г. до н. э. Колоннада
Зодчество Малой Азии и Великой Греции во 2-й половине V в. до н. э. по сравнению с его блестящим расцветом в Афинах играет значительно более скромную роль. На греческом востоке в эту эпоху прерывается строительство грандиозных диптеров, столь характерное для архаической Ионии. Немногие дошедшие до нас здания ионического ордера отличаются небольшими размерами.
В Великой Греции в течение второй половины V в. до н. э., вероятно, продолжалось строительство нескольких дорических храмов, начатых еще в первой половине V в., а также строились храмы Деметры (Конкордии), Кастора и Поллукса в Акраганте (перестроен в середине III в. до н. э.) и храм в Сегесте.
В Сегесте, близ северного побережья Сицилии, находится город "варварского" племени элимиан, постоянно враждовавших с греческими городами, но тем не менее воспринявших их культуру. Здесь около 430 г. до н. э. было начато строительство последнего дорического храма Великой Греции. Внешняя колоннада храма (6X14 колонн; 23,25x57,5 м по стилобату) полностью сохранилась, тогда как от целлы не было обнаружено никаких следов.
То обстоятельство, что храм, по-видимому, не был закончен (стволы колонн еще не обработаны каннелюрами, на блоках ступеней остались выступы для их захвата), дало ряду авторов повод утверждать, что греческие зодчие в силу культовых традиций начинали постройку своих храмов с внешней колоннады, а уже после нее приступали к возведению стен целлы.
Сегеста. Дорический храм, около 430 г. до н. э. план (целла показана предположительно)
Сегеста. Дорический храм. ордер (реконструкция с показом каннелюр)
Предположение не вполне убедительно и противоречит логике строительства. Не ислючено, что стены целлы были все же возведены, но разрушены раньше, чем птерон, вследствие хищения прямоугольных каменных блоков, из которых они были сложены. В пользу последнего предположения говорит то, что во всех греческих храмах колоннады сохранились значительно лучше, чем стены целл.
Горизонтальные элементы этого храма имеют заметные курватуры — редчайшее исключение в архитектуре Великой Греции.
В храме применено двойное сужение угловых пролетов, однако без той тщательной разгонки различия в размерах между несколькими элементами фриза, как это было сделано в храме Деметры в Акраганте. В результате триглифы над вторыми от угла колоннами оказались смещенными с осей последних.
Сегеста. Дорический храм. Фасад
Сегеста. Дорический храм. разрез
Храм Деметры (Конкордии) в Акраганте— один из лучше всего сохранившихся греческих памятников Сицилии. Построенный около 430 г. до н. э., он не был разрушен при взятии Акраганта карфагенянами, устоял против землетрясений и в 597 г. был превращен в христианскую церковь. Сохранилась вся его наружная колоннада, завершенная архитравами по боковым сторонам и полным антаблементом с фронтонами по торцовым фасадам.
Сохранились нетронутыми антовые портики, и лишь стены целлы были прорезаны аркадами.
Акрагант. Храм Деметры (Конкордии), около 430 г. до н. э. план (показаны позднейшие проемы)
Храм представляет собой дорический периптер с числом колонн 6X13 и размером по стилобату 16,91 Х39,44 м, что соответствует отношению сторон 3 : 7. Построение храма типично для эпохи: целла, как и в большинстве храмов метрополии, состоит из наоса, пронаоса и опистодома и расположена точно посередине колоннады. В стене между наосом и пронаосом имелись лестницы, ведшие на чердак. Своеобразная деталь — в щипцовых стенах над антовыми портиками, повторявших очертания фронтона, сохранились проемы, соединявшие чердачные пространства над целлой и над торцовыми портиками. Завершающий эти проемы блок вырезан в форме арки.
Храм Деметры является, по-видимому, наиболее законченным примером, отражающим стремления к геометрической регулярности построения, свойственного всей архитектуре Великой Греции. Пролеты, по-видимому, были задуманы здесь как единая мера, как подлинный модуль, соизмеримый с размерами плана в целом: и все же на торцовых сторонах они на ничтожную долю меньше, чем на боковых, а главное — лишь средний пролет главного фасада равен "теоретическому".
Остальные пролеты имеют тонкие градации, так как в храме применено "двойное сужение" угловых пролетов. Если крайний пролет уменьшен на 20 см, то следующий всего на 10 см. На всем протяжении фриза четко выдержано типичное для классической эпохи соотношение ширин триглифов и метоп 2 : 3. Но для того чтобы сохранить положение триглифов над второй от угла колонной, архитектору пришлось уширить метопы в угловом пролете и угловой триглиф, а также сузить метопы в следующем пролете.
Так, для достижения органической за вершенности внешнего облика была нарушена на практике вся геометричность замысла (очевидного, казалось бы, при первом сопоставлении размеров стилобата и пролетов храма) и заменена изощренной градацией частей: в результате на торцовый фасад, имеющий пять пролетов и десять метоп, пришлось три различных размера тех и других.
Акрагант. Храм Деметры (Конкордии), около 430 г. до н. э. Общий вид