Храм Зевса в Олимпии - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Храм Зевса в Олимпии

Архитектура античного мира > Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
Олимпия. Святилище Зевса. генеральный план
Олимпия. Святилище Зевса. генеральный план. 1 — пропилеи; 2 — подпорная стена; 3 — южная стена; 4 — булевтерий; 5 — главная площадь; 6 — алтарь Зевса; 7 — героон Пелопса; 8 — храм Геры (Герайон); 9 — храм Зевса; 10 — Метроон, около 375 г. до н. э.; 11 — терраса сокровищниц (сокровищница гелоян справа); 12 — статуи евса; 13 — проход к стадиону; 14 — стадион; 15 — Филиппейон, около 335 г. до н. э.; 16 — экседра Ирода Аттика, II в. до н. э.; 17 — пританей; 18 — палестра, III в. до н. э.; 19 — Леонидайон, IV в. до н. э.; 20 — северные ворота; 21 — дом жрецов (Теоколейон); 22 — южный портик; 23 — холм Кронос (высота после обрушения при землетрясении около 120 м); 24 — портик Эхо
    Храм Зевса в Олимпии, сооруженный вскоре после победы греков над персами при Платеях (479 г. до н. э.) и на средства из взятой при этом добычи, завершил в метрополии формирование общегреческого типа дорического храма и положил начало новому периоду индивидуальной трактовки каждого сооружения.
    Храм был сооружен местным зодчим Либоном из Элиды между началом 460 и 450 гг. до н. э. и являлся одним из лучших примеров строгого и мощного дорического стиля ранней классики. В древности он был знаменит хризоэлефантинной (из золота и слоновой кости) статуей Зевса работы Фидия, считавшейся одним из семи чудес света.
Олимпия. Святилище Зевса. Реконструкция общего вида ансамбля
Олимпия. Святилище Зевса. Реконструкция общего вида ансамбля
Олимпия. Храм Зевса, между началом 460 г. и 450 г. до н. э. Арх. Либон из Элиды. План
Олимпия. Храм Зевса, между началом 460 г. и 450 г. до н. э. Арх. Либон из Элиды. План
    В настоящее время храм лежит в развалинах; лишь несколько камней от стен целлы стоят на стилобате, окруженном барабанами колонн, фрагментами стен и антаблемента, поверженных землетрясениями. Тщательное изучение этих руин и описания античных авторов (особенно Павсания) позволили реконструировать архитектурный облик сооружения. Это — дорический периптер размером 27,68X64,12 м по стилобату с числом колонн 6X13. Это был самый крупный храм в Пелопоннесе и один из немногих храмов подобного размера во всей метрополии.
    Внутреннее помещение состояло из пронаоса, целлы и опистодома. Храм был построен из исключительно твердого местного пороса (ракушечного известняка) и был покрыт тонким слоем прекрасной белой мраморной штукатурки; кровельная черепица, сима и скульптуры были мраморные. Твердость ракушечника сказалась в строгости архитектурных обломов и позволила достигнуть исключительной точности в исполнении, характерной для греческой архитектуры эпохи расцвета. На стилобате еще сохранились следы разбивки — процарапанные на камне линии осей, на пересечении которых были сделаны залитые свинцом углубления, отмечавшие центры колонн. Ко входу в храм вели не дополнительные ступени, а пологий пандус.
    Исследователи особенно охотно отмечают регулярность в строении храма, например, кратность основных размеров его плана дорическим или олимпийским футам или равенство диаметров колонн и интерколумниев со всех сторон периптера и др. Однако практически с торцовой стороны все интерколумнии были разными: средний расширен, а угловые (как, впрочем, и с других сторон) — сужены; все колонны чуть наклонялись внутрь, угловые были толще остальных. Вопрос о существовании энтазиса у заметно утончавшихся колонн и курватур остается, вследствие разрушений от землетрясений, неясным.
Олимпия. Храм Зевса, между началом 460 г. и 450 г. до н. э. Арх. Либон из Элиды. поперечный разрез
Олимпия. Храм Зевса, между началом 460 г. и 450 г. до н. э. Арх. Либон из Элиды. поперечный разрез
Олимпия. Храм Зевса, между началом 460 г. и 450 г. до н. э. Арх. Либон из Элиды. продольный разрез
Олимпия. Храм Зевса, между началом 460 г. и 450 г. до н. э. Арх. Либон из Элиды. продольный разрез
    Высота колонн — 10,43 м — вдвое превышала расстояние между осями; они состояли из четырнадцати барабанов и были обработаны двадцатью каннелюрами. Высокие с большим выносом эхины и профили капителей (четыре ремешка и три вреза гипотрахелиона) напоминали своими очертаниями ордер эгинского храма.
    Суровость форм некогда смягчалась праздничной окраской, следы которой обнаружены на некоторых фрагментах (красная — на тении, увенчивающей архитрав, синяя — на мутулах и триглифах); на метопах наружного фриза, лишенных скульптурных украшений, не было обнаружено также и следов покраски — вероятно, они оставались белыми.
Олимпия. Храм Зевса. Вид руин
Олимпия. Храм Зевса. Вид руин
Олимпия. Храм Зевса. восточный фасад (реконструкция)
Олимпия. Храм Зевса. восточный фасад (реконструкция)
    Большая часть скульптурных украшений фасада храма была сосредоточена на фронтонах. Композиция восточного фронтона изображала приготовления к состязанию на колесницах героев Пелопса и Эномая, западного — борьбу лапифов с кентаврами. Стиль скульптур заметно отличается от фронтонных групп эгинского храма; в них нет застывшей напряженности последних, наоборот, фигуры полны движения и в их позах заметно стремление к реализму.
Олимпия. Храм Зевса. Детали антаблемент и капитель ордера бокового фасада
Олимпия. Храм Зевса. Детали антаблемент и капитель ордера бокового фасада
Олимпия. Храм Зевса. Детали фрагмент фронтона
Олимпия. Храм Зевса. Детали фрагмент фронтона
Олимпия. Храм Зевса. Детали профили капителей пронаоса и наружной колоннады
Олимпия. Храм Зевса. Детали профили капителей пронаоса и наружной колоннады
Олимпия. Храм Зевса. Детали слезник анта
Олимпия. Храм Зевса. Детали слезник анта
    Композиция групп строится не на симметрическом повторении обеих сторон фронтона (в зеркальном отражении), а на принципе свободного уравновешивания близких по характеру, но не идентичных фигур. Принцип уравновешенности сменяет характерную для архаических фронтонных композиций абсолютную симметрию; этот принцип можно проследить и в композиции целых архитектурных ансамблей того времени.
    Фронтон храма Зевса увенчивался почти отвесной мраморной симой, тянувшейся и вдоль боковых сторон храма. По углам фронтона стояли позолоченные треножники с чашами, а центральным акротерием служила позолоченная статуя летящей Ники.
    За наружной колоннадой, над двухколонными антовыми портиками пронаоса и опистодома, шли триглифные фризы с мраморными метопами, изображавшими двенадцать подвигов Геракла. Эти метопы, как ифронтонные группы храма, принадлежат к числу наилучших скульптурных произведений в рассматриваемую эпоху. Проблема гармоничного заполнения ограниченного пространства, сочетания движения с уравновешенностью целого решена в них блестяще. Примечательно, что как и в греческой драме, где трагические сцены чередовались со спокойными выступлениями хора, так и на метопах храма изображения активного действия сменялись спокойными композициями (на каждой четвертой метопе), игравшимй роль цезуры.
Олимпия. Храм Зевса. Детали колонна
Олимпия. Храм Зевса. Детали колонна
Олимпия. Храм Зевса. Скульптуры фронтонов. Композиция восточного фронтона: приготовления к состязаниям между Эномаем и Пелопсом
Олимпия. Храм Зевса. Скульптуры фронтонов. Композиция восточного фронтона: приготовления к состязаниям между Эномаем и Пелопсом
Олимпия. Храм Зевса. Скульптуры фронтонов. Композиция восточного фронтона: приготовления к состязаниям между Эномаем и Пелопсом
Олимпия. Храм Зевса. Скульптуры фронтонов. Композиция восточного фронтона: приготовления к состязаниям между Эномаем и Пелопсом
Олимпия. Храм Зевса. Скульптуры фронтонов. композиция западного фронтона: битва кентавров с лапифами
Олимпия. Храм Зевса. Скульптуры фронтонов. композиция западного фронтона: битва кентавров с лапифами
Олимпия. Храм Зевса. Скульптуры фронтонов. композиция западного фронтона: битва кентавров с лапифами
Олимпия. Храм Зевса. Скульптуры фронтонов. композиция западного фронтона: битва кентавров с лапифами
Олимпия. Храм Зевса. Скульптуры фронтонов. голова лапифки
Олимпия. Храм Зевса. Скульптуры фронтонов. голова лапифки
    Фризы с метопами с боков заканчивались угловыми триглифами над антами, раскреповка которых устанавливала грань между портиками и гладкими продольными стенами. Подобное расположение триглифного фриза встречалось также в других дорических храмах (храм Е в Селинунте и позднее храм Аполлона в Бассах) и может считаться характерным для классической эпохи.
    Широкий 5-метровый проем, закрывавшийся массивной бронзовой дверью, вел из пронаоса в наос, разделенный двумя двухъярусными колоннадами на три нефа. Каждая колоннада состояла из семи колонн и завершалась на торцовых стенах наоса пилястрами, указывающими на стремление зодчего органичнее связать колоннады со стенами.
    Над боковыми нефами олимпийского храма шли галереи, по которым, согласно Павсанию, можно было приблизиться к статуе Зевса, установленной в глубине наоса. Лестницы, ведшие на галереи, располагались по обе стороны от входа в наос; здесь сохранились приподнятые над полом камни в виде нижних ступеней лестницы с гнездами для крепления косоуров и перил. Самые лестницы (одна из них вела на крышу храма) были, по-видимому, деревянными и не сохранились.
    Передняя часть среднего нефа глубиной 7,5 м, включавшая первые два пролета внутренних колоннад, была совершенно свободной; она отделялась барьером из паросского мрамора высотой более 1,5 м со створчатыми дверями посредине. Такой же барьер шел в интерколумниях от второй до пятой колонны каждого ряда, выделяя среднюю часть центрального нефа (глубиной 9,5 м) перед культовой статуей.
Олимпия. Храм Зевса. Голова скульптуры Аполлона с восточного фронтона
Олимпия. Храм Зевса. Голова скульптуры Аполлона с восточного фронтона
    От пятой колонны и дальше — вокруг пьедестала статуи — вместо мраморного барьера шли металлические решетки или экраны. Из металла же были сделаны и калитки, закрывавшие боковые нефы по оси вторых колонн. В средней части центрального нефа, непосредственно перед пьедесталом, квадратный участок пола был слегка заглублен и вымощен темным элевсинским камнем.
    Бортик из белого пентелийского мрамора окружал это углубление. Сюда, согласно Павсанию, стекало масло, которым поливали хризоэлефантинную статую. Пьедестал (6,65X9,93 м в плане) также был отделан темным элевсинским камнем. Вокруг трона Зевса были размещены шесть панно, написанных живописцем Паненом, но их расположение не установлено. Узкий (1,74 м) проход соединял позади статуи западные концы боковых нефов.
Олимпия. Храм Зевса. Метопа "Геракл, поддерживающий небесный свод"
Олимпия. Храм Зевса. Метопа "Геракл, поддерживающий небесный свод"
    Храм с течением времени обогащался новыми приношениями. Так, в 456 г. до н.э. его фронтон был украшен золотым щитом. Подобным же приношением являлся и огромный, расшитый и покрашенный финикийским пурпуром занавес, отделявший первые два пролета наоса. Подвешенный на шнурах, он опускался на пол за первый барьер, открывая взгляду молящегося колоссальную фигуру сидящего в глубине целлы Зевса, сверкавшую золотом и слоновой костью; двухъярусная колоннада подчеркивала размеры статуи, голова которой достигала верха наоса.
    Фидиев Зевс представлял собой одно из самых значительных и прославленных в древности произведений монументальной скульптуры, посвященных образам греческой мифологии. Статуя была так велика, что Зевс, будь он живым, не мог бы подняться со своего трона, не разрушив крыши. Это, однако, сделано не случайно: для точного учета зрительного впечатления от статуи Фидий воспроизвел в своей мастерской (ее остатки еще видны рядом с Теоколейоном) основные особенности интерьера храма.
    Олимпия с ее знаменитыми играми служила воплощением идеи национального единства всего эллинского мира, и храм Зевса, построенный в период большого политического подъема Греции, как бы скреплял это единство художественным показом величия и мощи главного общеэллинского божества.
    Мотив превосходства и победы эллинского мира над окружавшими его варварами выражен в мифологической форме на западном фронтоне храма, где изображена борьба греков-лапифов с грубыми кентаврами — полулюдьми-полуживотными, олицетворявшими всех врагов эллинского мира, варваров вообще. Классово-аристократическая природа греческих государств Пелопоннеса ясно сквозит в сюжете скульптуры восточного фронтона, изображающей, как указано выше, состязание царя Эномая с будущим царем Пелопсом в беге на колесницах.
Олимпия. Храм Зевса. Схема внутреннего устройства целлы с галереями и лестницами на них
Олимпия. Храм Зевса. Схема внутреннего устройства целлы с галереями и лестницами на них 1 — мраморная балюстрада, ограждающая центральную часть целлы; 2 — занавес; 3 — основания лестниц, ведущих на галереи; 4 — гнезда для деревянных косоуров
    Олимпийский храм, объединявший в себе различные виды искусства, был, по-видимому, таким же превосходным примером строгой дорики 1-й половины V в. до н. э., как впоследствии Парфенон — образцом аттической архитектуры 2-й половины этого века. Но от храма остались лишь руины. Тем большее значение имеет другой выдающийся памятник строгой дорики — II храм Геры (Посейдона) в Посейдонии (Пестуме).
    Огромный, торжественно строгий и величавый олимпийский храм прекрасно соответствовал образу скрытой в его целле фидиевой статуи всемогущего Зевса, дух которого, доброжелательный и божественно беспристрастный, должен был господствовать в проводившихся здесь межэллинских спортивных состязаниях.
    Храм Зевса в Олимпии оказал решающее влияние на развитие дорической архитектуры как в удаленных областях эллинского мира (Великая Греция), так и в непосредственной близости к нему.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому