Храмы Афинского акрополя
Архитектура античного мира > Архитектура греческой метрополии
Афины. Гекатомпедон (храм Афины Полиады). Композиция фронтонной скульптуры (реконструкция), 570—550 гг. до н. э.
Афины. Гекатомпедон (храм Афины Полиады). фасад раннего храма (на реконструкции показаны контуры позднейшего храма)
Храмы Афинского акрополя. В середине VI в. на Афинском акрополе был сооружен храм Афины Полиады и Посейдона, к которому, по-видимому, следует отнести название Гекатомпедона, т. е. Стофутового, имевшего сто аттических футов в длину (аттический фут равнялся 0,328 м и применялся, по-видимому, во всех расчетах афинских зодчих вплоть до эпохи римского владычества. Длина целлы храма Афины Полиады, включая антовые пронаос и опистодом, равнялась 33,5 м).
Высказывалось, однако, предположение, что Гекатомпедоном в древности называли другое сооружение, располагавшееся на месте Парфенона, к которому относят и упоминаемые в описании настоящей постройки архитектурные и скульптурные фрагменты. Разрушения, произведенные в 480 г. до н. э. персидским нашествием, затрудняют решение этого и других вопросов об архаических постройках на акрополе.
Храм заключал в себе целлу Афины (возможно, трехнефную) с восточной стороны и целлу Посейдона с двойным адитоном — с западной. К западной целле примыкал пронаос, обрамленный антами с двумя колоннами между ними. Ширина пронаоса по фасаду была 12,3 м. Фронтон украшался скульптурами из пороса, датируемыми 570—550 гг. до н. э., изображавшими Зевса и борющихся с ним мифических существ. По характеру ордера храм Афины Полиады близок к коринфскому храму.
В последних десятилетиях VI в. до н. э. (может быть, около 530—520 гг. до н. э.) древний храм подвергся перестройке: старые стены были сохранены и здание окружено колоннадой, т. е. превращено в периптер. Его размеры по стилобату составили после этого 21,35X43,44 м при числе колонн бХ12.
Афины. Гекатомпедон (храм Афины Полиады). фасад позднейшего периптерального храма, 530—520 гг. до н. э
Афины. Гекатомпедон (храм Афины Полиады). план (реконструкция)
Колонны нового храма — из пирейского известняка; метопы, сима, черепицы кровли — из мрамора. Расстановка колонн тесная, причем угловые интерколумнии были уже других. Мутулы, соответствующие метопам и триглифам, были равны друг другу по ширине. Высокая капитель (1,083 м) по формам близка к классическим образцам, хотя вынос ее еще довольно велик.
Существует предположение, что при перестройке триглифный фриз на стенах раннего храма был заменен непрерывным скульптурным фризом ионического типа.
Это предположение было основано на найденных скульптурных фрагментах, но вызвало ряд серьезных возражений, несмотря на всю свою заманчивость (в случае его справедливости этот фриз явился бы прототипом панафинейского фриза Парфенона).
Увенчанный дорическим киматием гейсон не имел слезника. Фронтоны храма украшались мраморными скульптурами, в данном случае объемными, что указывает на значительность изменений, произошедших за истекший период. Напомним, что к концу века греческая скульптура шагнула очень далеко вперед, создав статуи атлетов (куросов) и девушек (кор), еще скованные в своем движении, но вместе с тем полные внутренней жизни и загадочного очарования.
Афины. Гекатомпедон. Фронтонная скульптура позднейшего храма
Афины. Кора, найденная на Акрополе, последняя четверть VI в. до н. э.