Храм Аполлона в Коринфе
Архитектура античного мира > Архитектура греческой метрополии
Коринф. Храм Аполлона, около 540 г. до н. э. Колонны
Храм Аполлона в Коринфе является лучше всего сохранившимся памятником архаической дорики VI в. до н. э. в материковой Греции и занимает важное место в общем развитии ее архитектуры. Это дорический периптер с числом колонн 6Х15 и размером по стилобату 21,36X53,3 м.
Внутренние помещения храма состояли из двухколонного пронаоса в антах, наоса, разделенного двумя рядами колонн, и небольшого, также разделенного колоннами помещения, открывающегося на запад и сообщающегося с опистодомом. В этом помещении имеются следы базы, по-видимому, культовой статуи; можно считать, что необычный план был связан с особенностями культовых функций храма.
Портики храма уже не имеют той преувеличенной по сравнению с площадью целлы ширины, которая характерна для построек ранней архаики. Ширина боковых портиков лишь немного превышает ширину крайнего пролета между колоннами, а в переднем и заднем портиках составляет около полутора пролетов. В этом отношении план уже приближается к планам классической эпохи, но пропорции его еще сильно вытянуты.
Монолитные колонны храма приземисты: отношение их высоты к нижнему диаметру равно 4,2 : 4,4. Они сильно сужаются кверху, но не имеют энтазиса и обработаны двадцатью каннелюрами. Капитель довольно высокая (около 0,9 м). Эхин и абака имеют большой вынос. Каннелюры заканчиваются горизонтальной плоскостью под нижним ремешком эхина. Очень короткая шейка имеет три вреза гипотрахелиона. Упругий эхин оживлен тремя ремешками. В таком решении капители можно видеть преодоление микенской традиции. Эта новая форма получила распространение в последующих сооружениях дорического ордера. Колонны на торцовых фасадах (нижний диаметр 1,72 м) толще, чем на продольных (D =1,63 м), а пролеты шире (4,02 и 3,75 м в осях). Угловые пролеты сужены на торцовых фасадах до 3,77 м, на продольных— 3,48 м. Это сужение, нацеленное на решение проблемы углового триглифа, недостаточно значительно, и для более или менее незаметного для зрителя выравнивания частей фриза крайние к углу метопы были уширены примерно на 5 см.
Коринф. Храм Аполлона. план
Коринф. Храм Аполлона. фасад (реконструкция)
Коринф. Храм Аполлона. Общий вид руин
Весьма существенна новая особенность — на западной стороне середина стилобата была поднята на 2 см выше его углов. Это нельзя объяснить неравномерностью осадки фундаментов, так как храм покоится на скале. Эта особенность, называемая курватурой, — одно из тех изысканных изменений архитектурных форм, которые указывают на сознательное стремление греческих зодчих уйти от сухой геометрической прямолинейности и добиться максимальной пластической выразительности и цельности архитектурного организма.
Неправильности этого рода были подхвачены и дополнены в процессе дальнейшего развития дорики, составив ее характерную особенность. В афинском Парфеноне, где эти отклонения были применены гораздо позже с удивительной последовательностью и непревзойденным совершенством, повторяется также одна особенность плана храма в Коринфе: помещение, в котором хранилась казна Афинского морского союза, близко напоминает западную целлу Коринфского храма.
Построенный около 540 г. до н. э. храм Аполлона в Коринфе характеризует тот период в развитии дорического ордера, когда чрезмерно легкие пропорции первых каменных сооружений сменились особенно мощными и хотя пластическими, но еще грузными формами.
Семь монолитных колонн храма (высота их 7,24 м), перекрытых мощным архитравом, составленным из двух поставленных рядом блоков, еще возвышаются среди пустынных отрогов Акрокоринфа. Их потемневший от времени коричневый известняк кажется красноватым на фоне темного моря и скал Акрокоринфа и создает простую и суровую гармонию. Но внешний облик храма был несколько иным в ту пору, когда его окружали здания богатого и многолюдного города. Прекрасная тонкая штукатурка, следы которой еще сохранились, и раскраска покрывали храм, смягчая нынешний его несколько суровый вид и добавляя к впечатлению мощи и героической масштабности черты исчезнувшего с веками великолепия.