Посейдония. I храм Геры - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Посейдония. I храм Геры

Архитектура античного мира > Архитектура Великой Греции
Посейдония. Аэрофотосъемка
Посейдония. Аэрофотосъемка
    Посейдония (лат. Пестум). В противоположность сицилийским городам, основанным на возвышенностях или в таких пунктах побережья, где особенности местности способствовали безопасности поселения, Посейдония была расположена на плоской равнине в долине реки Селе вблизи берега Тирренского моря.
    Акрополя в городе не было, а очертания стен, не связанные с рельефом, представляли собой почти правильный прямоугольник с периметром, равным 4,7 км. От греческих укреплений VI в. до н.э. почти ничего не сохранилось, и их остатки в большей мере скрыты последующими укреплениями IV—II вв. до н.э.
    Планировка города в том виде, как она вскрыта раскопками, типична для римских городов-колоний с их четко выделенными кардо и декуманусом, четырьмя городскими воротами по торцам этих улиц и форумом у их пересечения. Можно, однако, полагать, что регулярная уличная сеть относится еще к долатинской эпохе.
    В центре города находилось два священных участка. Южный, наибольший из них, был посвящен Гере. На нем стоят два больших, хорошо сохранившихся, поражающих своей монументальностью периптеральных храма: наиболее древний — I храм Геры (так называемая Базилика) и наиболее поздний — II храм Геры (ранее считалось, что он был посвящен Посейдону). Северный, меньшего размера участок, содержащий так же хорошо сохранившийся относительно небольшой храм, был посвящен Афине (ранее его полагали посвященным Деметре или — в римской интерпретации — Церере).
Посейдония. схематический план города
Посейдония. схематический план города 1 — II храм Геры (Посейдона); 2 — храм Афины (Деметры); 3 — I храм Геры (Базилика)
Посейдония. I храм Геры. резьба на шейке капители
Посейдония. I храм Геры. резьба на шейке капители
    Посвящения храмов Посейдонии считаются ныне определенно установленными благодаря находкам, обнаруженным последними раскопками; встречающиеся в более ранних изданиях по истории греческой архитектуры наименования храмов приводятся в скобках.
    Строительство в городе, и даже на одном священном участке, двух храмов, посвященных одному и тому же божеству, вызывало недоумение исследователей, однако факты говорят о том, что религиозное рвение древнегреческих поселенцев на западе, по-видимому, требовало своего неоднократно обновляемого выражения; в отличие от материковой Греции и Ионии, где древние храмы почитаемых богов с течением времени обычно заменялись новыми, построенными на том же месте и часто на тех же фундаментах (например, в Коринфе, в Дельфах или на мысе Суний), в Великой Греции нередко строилось рядом или почти в одном месте по два-три храма, посвященных тому же божеству.
    Гера, особенно почитавшаяся в западных колониях, имела не только два храма в самой Посейдонии, но и еще два в более раннем святилище, находившемся вне города, у впадения реки Селе в Тирренское море. Несколько храмов для одного и того же культа было, по-видимому, и в Селинунте: судя по чрезвычайно замкнутому характеру стоящих рядом храмов С и D, оба они (а возможно и храм F) скорее всего были посвящены Деметре, несмотря на то, что близ города имелось святилище Деметры Малофоры. Таким образом, Посейдония не была исключением. Более странно то, что в городе не было храма, посвященного самому Посейдону, который, казалось бы, должен был считаться божественным покровителем города.
Посейдония. I храм Геры (Базилика), около 540 г. до н. э. Вид сквозь колоннаду II храма Геры
Посейдония. I храм Геры (Базилика), около 540 г. до н. э. Вид сквозь колоннаду II храма Геры
Посейдония. I храм Геры. Общий вид
Посейдония. I храм Геры. Общий вид
    I храм Геры в Посейдонии, вошедший в историю архитектуры под названием Базилика, был построен, по заключению последних исследователей и на основе анализа архитектурных обломов, около 540 г. до н. э. Это дорический периптер на трехступенчатом основании размером 24,52X54,3 м по стилобату и с необычайным числом колонн — 9X18. Храм имел пронаос с тремя колоннами в антах, наос, разделенный на два нефа продольным рядом из семи колонн, и адитон. Каждый из пролетов целлы имел особый вход из пронаоса и отдельную дверь в адитон.
    Двухнефная целла с центральным рядом колонн, так же, как и нечетное число колонн на торцовых фасадах, встречается довольно редко в рассматриваемую эпоху: кроме I храма Геры, можно назвать еще архаический храм в Помпеях, имевший семь колонн по торцовым фасадам, и ионический храм в Локрах конца VI в. до н. э., имевший один ряд внутренних колонн в целле и, по-видимому, нечетное число колонн по фасаду (при перестройке около 470 г. до н. э. этот периптер получил 6X13 колонн). Такие решения возникали, как говорилось выше, на более ранней стадии развития, когда для увеличения пролета целлы строители прибегали к установке центрального ряда опор, чтобы облегчить перекрытие.
Посейдония. I храм Геры. вид целлы
Посейдония. I храм Геры. вид целлы
Посейдония. I храм Геры. колонна
Посейдония. I храм Геры. колонна
    В планировке храма отмечаются большая регулярность и явные математические закономерности построения. Пропорции стилобата были задуманы таким образом, чтобы в осях колонн получить отношение 4 : 9 или 8 : 18. Целла по соотношениям ширины к длине (взятой вместе с пронаосом и адитоном) должна была иметь пропорции 2 : 7 с тем, чтобы ширина портика со всех ее сторон соответствовала одной пропорциональной единице или двум пролетам.
    Однако фактически продольные стены целлы были несколько раздвинуты кнаружи, а главное — число пролетов по боковым сторонам было принято 17. В результате боковые пролеты храма (равные 310 см) стали шире торцовых (287 см), а число колонн стало 9X18, что, как можно предположить, соответствовало числам, почитавшимся священными. Таким образом в основе плана сочетались абстрактный геометризм и символика, несколько смягченные отдельными корректировками.
Посейдония. I храм Геры. Колоннада целлы
Посейдония. I храм Геры. Колоннада целлы
Посейдония. I храм Геры. план (реконструкция)
Посейдония. I храм Геры. план (реконструкция)
Посейдония. I храм Геры (Базилика), 540 г. до н. э. Капители
Посейдония. I храм Геры (Базилика), 540 г. до н. э. Капители
    I храм Геры относится к числу наиболее хорошо сохранившихся. Уцелела почти вся его наружная колоннада с архитравом и частями внутренней стороны фриза, колонны и анты пронаоса и часть внутренней колоннады. Храм производит впечатление большой мощи и необыкновенной пластичности.
Посейдония. I храм Геры (Базилика), 540 г. до н. э. Капители
Посейдония. I храм Геры (Базилика), 540 г. до н. э. Капители
    Причиной того являются не только его крупные абсолютные размеры, могучий архитрав, тяжелые пропорции колонн (высота равна 4,45 нижнего диаметра) и относительно узкие интерколумнии (лишь немногим превышающие диаметр колонн). Главная его особенность, ярко сказывающаяся на общем облике, совершенно своеобразная, не встречающаяся более нигде — форма энтазиса колонн, как бы вспучившихся под тяжестью архитрава.
Посейдония. I храм Геры (Базилика), 540 г. до н. э. Капители
Посейдония. I храм Геры (Базилика), 540 г. до н. э. Капители
    Другие особенности — большое различие между нижним и сильно уменьшенным верхним диаметром колонн и распластанная, сильно выступающая в стороны форма эхина капителей, подрезанных глубокой скоцией. За время строительства храма вкусы, по-видимому, менялись: это сказалось как на некотором изменении формы самих капителей, так и на решении шейки, украшенной то росписью, то резными листочками.
Посейдония. I храм Геры (Базилика), 540 г. до н. э. Капители
Посейдония. I храм Геры (Базилика), 540 г. до н. э. Капители
    Каждая колонна храма воспринимается как самостоятельное пластическое тело, обладающее какой-то необычной жизненной силой, помогающей ей выдержать груз, кажущийся чрезмерным. Тем внушительнее выглядит вся колоннада, воспринимаемая в целом. Ее материал — крупнозернистый известняк— еще усиливает пластичность целого.
     Современное состояние антаблемента не позволяет зрительно оценить его некогда грандиозные масштабы. Архитрав, состоявший по высоте из двух блоков, почти на всем протяжении лишен венчающего облома, который не только был выполнен из другого материала (тонкозернистого песчаника), но и имел типично ионический профиль с порезкой вместо дорической тении с регулами и гуттами.
    Не сохранилось и лицевых камней фриза, но о высоте его позволяют судить оставшиеся на месте блоки внутренней стороны; имеющиеся на них врезы для металлических креплений дали основу для реконструкции наружной стороны триглифного фриза, в котором отношение ширины триглифов и метоп было близким к принятому в классическую эпоху (2 : 3).
Храмы Южной Италии с колоннадой по оси храма или с нечетным числом колонн на фасаде. Храм в Помпеях, план
Храмы Южной Италии с колоннадой по оси храма или с нечетным числом колонн на фасаде. Храм в Помпеях, план
Храмы Южной Италии с колоннадой по оси храма или с нечетным числом колонн на фасаде. Храм в Локрах, конец VI в. до н. э., план
Храмы Южной Италии с колоннадой по оси храма или с нечетным числом колонн на фасаде. Храм в Локрах, конец VI в. до н. э., план
    Поскольку сужения угловых интерколумниев не было, можно предположить, что для расположения триглифа на углу антаблемента крайняя метопа была уширена. Карнизных плит не сохранилось. Найденные фрагменты свидетельствуют о том, что они были одеты терракотой, как и в ранних храмах Селинунта. Венчающая Сима также была из терракоты.
    I храм Геры — типичное творение дорики; вместе с тем в нем ярко выражены ионические черты: свойственная ионике регулярность плана с четкой постановкой стен целлы напротив колонн птерона; форма антовых капителей, как бы намечающая завершение их волютами; резной, типично ионический облом, венчавший архитрав, а также порезка, украшающая скоции, образующие шейки многих капителей.
Храмы Южной Италии с колоннадой по оси храма или с нечетным числом колонн на фасаде. Храм в Помпеях, фасад
Храмы Южной Италии с колоннадой по оси храма или с нечетным числом колонн на фасаде. Храм в Помпеях, фасад
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому