Архитектура погребальных сооружений 2 - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Архитектура погребальных сооружений 2

Архитектура античного мира > Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    Образцом наиболее раннего склепа с полуцилиндрическим сводом может служить подкурганный каменный склеп начала III в. до н. э. на Васюринской горе на Таманском полуострове. Погребальное сооружение общей длиной 14 м состояло из двух помещений и дромоса. Дромос длиной 4,8 м представлял каменную лестницу, обрамленную стенами из камня, в которые по обеим сторонам спуска были вделаны каменные ящики, содержащие захоронение лошадей. Лестница вела в небольшое предкамерное помещение (длина 2,3 м, ширина около 3,7 м), перекрытое, как и сам склеп, каменным полуциркульным сводом. Погребальная камера высотой 3,38 м имела в плане форму не совсем правильного четырехугольника (длина 4,65—4,7 м, ширина 3,65—3,73 м).
Васюринская гора на Таманском полуострове. Подкурганный склеп, начало II в. до н. э. Вход
Васюринская гора на Таманском полуострове. Подкурганный склеп, начало II в. до н. э. Вход
Васюринская гора на Таманском полуострове. Подкурганный склеп, начало II в. до н. э. роспись задней стены
Васюринская гора на Таманском полуострове. Подкурганный склеп, начало II в. до н. э. роспись задней стены
    Для кладки стен и свода применены известняковые плиты, скрепленные железными скобами, залитыми свинцом. Стены и потолок камеры оштукатурены и расписаны.
    Богатая роспись, являющаяся одним из лучших образцов монументальной живописи эпохи эллинизма, имитировала кладку стен здания типа героона. Вместо потолка, отсутствующего обычно у героонов, нарисован натянутый ковер.
    Сооружение каменных склепов продолжается по традиции в первых веках н. э. К этому времени относится склеп Еврисивия и Ареты, склеп Зевсова кургана в Ольвии и некоторые склепы Боспора. Но в этот период становятся более характерными, особенно на Боспоре, погребальные сооружения, высеченные в материковой скале или вырезанные в твердом глинистом грунте. В их архитектуре прослеживается постепенная утрата понимания закономерностей тектоники и соответствующего выделения конструктивных элементов сооружения. Это явление наблюдается, например, в склепе Деметры в Пантикапее 1-й половины I в. н. э., где отсутствует четкое членение стен и свода при помощи пяты, что строго выдерживалось в склепах предшествующего периода.
Ольвия. Склеп Еврисивия и Ареты. План, продольный и поперечный разрезы
Ольвия. Склеп Еврисивия и Ареты. План, продольный и поперечный разрезы
Пантикапей. Склеп Деметры, 1-я половина I в. н. э. Росписи задней стены
Пантикапей. Склеп Деметры, 1-я половина I в. н. э. Росписи задней стены
    Стенам склепа на значительном расстоянии от потолка придан наклон, благодаря чему они постепенно переходили в полуцилиндрический свод. Пята свода была искусственно подчеркнута живописным изображением детикульного фриза. Отмеченный процесс завершается в позднеантичных и раннесредневековых склепах, открытых в районе Госпитальной улицы. В этих погребальных сооружениях наклон стен начинается почти у их основания и поэтому создается впечатление, что пята свода лежит примерно на уровне пола.
    Боспорские склепы первых веков н. э. служат прекрасными источниками для изучения истории развития местной архитектуры. Но, кроме того, они дают представление о дальнейшей эволюции монументальной живописи.
    В конце I в. до н. э. — I в. н. э. в настенной живописи сохраняются принципы структурного членения, применявшегося в росписях эллинистического времени. Однако новым элементом являются сюжетные изображения, которые обычно помещаются в люнетах свода. Образцы такой росписи можно видеть в склепе Анфистерия и в склепе, открытом в 1891 г. в Пантикапее.
Пантикапей. Роспись склепа Анфистерия, конец I в. до н. э. — начало I в. н. э.
Пантикапей. Роспись склепа Анфистерия, конец I в. до н. э. — начало I в. н. э.
Пантикапей. Склеп Деметры, 1-я половина I в. н. э. Росписи потолка и люнеток
Пантикапей. Склеп Деметры, 1-я половина I в. н. э. Росписи потолка и люнеток
    В I в. складывается новый, так называемый цветочный стиль росписи, который очень характерен для боспорской живописи не только этого времени, но и более позднего. В этих росписях потолок и стены понимались как единое целое и покрывались изображениями веток, гирлянд, листьев, лепестков и т.д. в сочетании с фигурными мифологическими сценами и сценами из реальной и загробной жизни.
    В этом стиле расписан ряд склепов, в том числе так называемый склеп Деметры, выделяющийся высокохудожественными росписями. Психологическая характеристика образа богини Деметры, изображение которой помещено было в центре сводчатого потолка склепа, отличается удивительной силой.
    Инкрустационный стиль, появившийся в конце I—II в. н. э., передающий облицовку стены ценными породами камня и ее расчленение колоннами, во II в. часто применяется в сочетании с цветочным стилем росписи. Включаются также сюжетные изображения. Лучший пример росписи этого типа — в так называемом Стасовском склепе 1-й половины II в. в Пантикапее.
Пантикапей. Росписи склепа Стасовского, 1-я половина II в.
Пантикапей. Росписи склепа Стасовского, 1-я половина II в.
Пантикапей. Росписи склепа Сабазиастов, III—IV вв.
Пантикапей. Росписи склепа Сабазиастов, III—IV вв.
    Живопись I—II вв. была многокрасочной и яркой, в III в. она почти полностью сменилась монохромной, рисунки все больше геометризировались и вырождались, что можно наблюдать в пантикапейских склепах Сабазиастов III—IV вв., роспись которых была нанесена прямо на стену без штукатурки.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому