Сооружения Пелопоннеса 2. Катагогий и Театр в Эпидавре. Ферсилион и Театр в Мегалополе
Архитектура античного мира > Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
Катагогий, представлявший собой подворье или гостиницу, состоял из четырех перистильных дворов, окруженных отдельными маленькими комнатами. К зданию по керамическим трубам была подведена вода; в одном из углов каждого двора находились латрины (уборные).
Гимнасий — также квадратное здание — имел в центре обширный двор, окруженный портиками и помещениями для атлетов, в состав которых входили по крайней мере три больших двухнефных зала для занятия физической культурой. Главный вход был выделен портиком довольно необычной композиции, имевшим шесть колонн по фронту и четыре в глубину. От палестры и бань мало что сохранилось, и их композиция менее определенна.
Эпидавр. Театр, середина IV в. до н. э., Поликлет Младший. разрез и фасад проскения
Эпидавр. Театр, середина IV в. до н. э., Поликлет Младший. Места зрителей у входа
Сооружения эпидаврского ансамбля многократно дополнялись и видоизменялись в римское время: так, например, во дворе гимнасия был построен Одейон, почти на территории святилища Асклепия появились жилые дома и термы.
Театр в Эпидавре был построен в середине IV в. до н. э. (или несколько позднее) архитектором Поликлетом Младшим, автором Фимелы, находившейся в святилище.
Об этом сооружении Павсаний (II, 27, 5) пишет следующее: "На участке святилища эпидаврийцы имеют также и театр, который мне кажется достойным осмотра: римские театры превосходят все другие театры в мире своим великолепием; своей величиной выделяется театр в Мегалополе у аркадцев, что же касается гармонии и красоты, то какой архитектор в достойной степени и достойным образом мог бы соперничать с Поликлетом? Ведь это Поликлет был строителем и этого театра и этого здания..."
Прекрасное расположение, замечательные акустические свойства и совершенство выполнения делают театр в Эпидавре самым лучшим примером открытых греческих театральных сооружений. Это касается не только общих свойств его композиции, но и отдельных деталей обработки скены, ордера проскения, пародов и театрона. Последний в настоящее время полностью восстановлен, как и ворота, помещавшиеся по бокам скены, от которой остались лишь фундаменты. Орхестра, как во всех театрах классической эпохи, представляла собой полную окружность; ее поверхность была земляной.
Эпидавр. Театр. Общий вид
Эпидавр. Театр, середина IV в. до н. э., Поликлет Младший. вход в театр (парод)
Ферсилион в Мегалополе, названный так по имени строителя, сооружен в 370—360 гг. до н. э. Он представлял большой, прямоугольный в плане зал размером 66X52 м, предназначенный для заседаний совета десяти тысяч аркадян — членов Аркадского союза, заложившего город в качестве своего главного центра. Потолок зала поддерживали 65 колонн, расположенных лучеобразно от трибуны, сдвинутой немного от центра к главному входу. Лучеобразное расположение колонн позволяло с любого места хорошо видеть трибуну. Этим Ферсилион отличался от предшествовавшего ему элевсинского Телестериона с его простой схемой расстановки колонн на равных интервалах, что значительно ухудшало видимость.
Места для членов совета располагались в Ферсилионе с трех сторон уступами, возвышавшимися над трибуной. Отметка верхнего места равнялась 2,5 м над нижним уровнем. В зал вели шесть входов на верхние и три на нижние места.
Наружный портик Ферсилиона 32 м длиной и 6 м шириной состоял из четырнадцати расположенных в ряд дорических колонн. Колонны отличались стройными пропорциями (высота около 6,5 D). Материалом послужил твердый известняк. Внутренние колонны были также сделаны из камня.
Ферсилион был задуман как единый ансамбль с театром: колонный портик Ферсилиона служил вместе с тем скеной театра. Однако сооружение этих обеих построек, возможно, не было одновременным.
Эпидавр. Театр. план, разрез
Театр в Мегалополе, вероятно, был сооружен около 350 г. до н. э. Он имел в поперечнике приблизительно 145 м и вмещал, по свидетельству некоторых античных авторов, до 44 тыс. зрителей (расчет, основанный на реальных размерах койлона, показывает, что вместимость театра не могла превышать 1700 человек). Материалом послужил известняк и конгломерат. Места для зрителей делились концентрическими проходами на три яруса: в нижнем и среднем было по 20 рядов, в верхнем— 17. Ряды рассекались восемью лестницами; кроме того, две лестницы фланкировали театр с боков. Внизу располагались кресла для почетных посетителей (проэдрии).
Первоначальная форма орхестры неизвестна вследствие позднейших переделок, вероятно, она была круглой, как в Эпидавре. Размер существующей орхестры — 30,16 м в поперечнике. Орхестра не имела вымостки, поверхность ее была хорошо утрамбована. Сохранился стилобат проскения (6—7 м шириной и 3,5—3,75 м высотой), выстроенного, видимо, в более позднее время. Архитектура проскения не поддается реконструкции из-за скудности фрагментов.