Сооружения Пелопоннеса 3. Храм Афины Алей в Тегее
Архитектура античного мира > Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
Храм Афины Алей в Тегее, заменивший старый храм, сгоревший в 395 г. до н. э., самый замечательный из периптеральных храмов IV в. до н. э. По словам Павсания, он считался самым красивым в Пелопоннесе. Строителем его был знаменитый скульптор Скопас; им же были выполнены и фронтонные скульптурные группы и скульптурные украшения храма.
Тегея. Храм Афины Алей. Разрез
Тегея. Храм Афины Алей, 1-я половина IV в. до н. э., Скопас. План детальный
Тегея. Храм Афины Алей, 1-я половина IV в. до н. э., Скопас. План схематический
Сохранившиеся фрагменты скульптур исполнены патетической выразительности и прекрасно характеризуют стиль мастера. Все сооружение выполнено из мрамора. Перед храмом был большой алтарь, от которого сохранились только богато декорированные фрагменты.
Храм в Тегее, являющийся характернейшим примером культового зодчества своего времени, свидетельствует о существенных переменах во вкусах. Прежде всего заметно стремление обогатить интерьер; примечательно также применение ордера в архитектурной обработке стены. Это был периптер несколько вытянутых пропорций: он имел 6X14 колонн и стилобат размером 19,16Х47,52 м.
Дорические колонны птерона высотой около 9,5 м были необычно стройны: нижний их диаметр укладывался в высоте шесть с лишним раз. Профиль эхинов утерял обычную ранее плавную кривизну, став почти прямолинейным.
Украшенная свободной, изысканной по рисунку порезкой сима увенчивала карниз. Внешний облик тегейского храма, по-видимому, контрастировал своей суховатой подтянутостью со скульптурой фронтонов и богатством интерьера.
Тегея. Храм Афины Алей, 1-я половина IV в. до н. э., Скопас. фасад
Тегея. Храм Афины Алей. Профили
1 — профиль капители колонны птерона; 2 — то же, пронаоса; 3 — каннелюра колонны птерона (у основания); 4 — то же (под шейкой капители); 5 — каннелюра колонны пронаоса (под шейкой капители); слева — профиль базы коринфского ордера
1 — профиль капители колонны птерона; 2 — то же, пронаоса; 3 — каннелюра колонны птерона (у основания); 4 — то же (под шейкой капители); 5 — каннелюра колонны пронаоса (под шейкой капители); слева — профиль базы коринфского ордера
Целла имела много общего с целлой храма Аполлона в Бассах, архитектура которого, несомненно, повлияла на строителя тегейского храма. Идеи, заложенные в композиции первого сооружения, получили здесь дальнейшее развитие, свободное от слепого подражания и отвечающее новым интересам эпохи.
Так, коринфские полуколонны внутри целлы, напоминающие ионический ордер фигалийского храма, были здесь непосредственно связаны с продольными стенами целлы, являясь, таким образом, следующей ступенью в развитии условного применения ордера и в усложнении выразительного языка греческого зодчества. Благодаря отсутствию поперечных стенок целла должна была производить более просторное и импозантное впечатление, вместе с тем повышая значение культовой статуи в композиции интерьера.
База этой статуи занимала всю свободную ширину наоса. Кроме главной фигуры Афины на одном с ней пьедестале помещались изваяния Асклепия и Гигиеи также работы Скопаса. Как и в Бассах, целла имела дополнительный вход на этот раз с северной стороны. Сходные черты встречаются и в другом аркадийском храме — в Лycax, который, возможно, является подражанием храмам в Бассах и Тегее.
Тегея. Храм Афины Алей. капитель и база интерьера
Наконец, как и в Бассах, в тегейском святилище были, по-видимому, применены все три ордера: близ храма найдены фрагменты ионических капителей, возможно принадлежавших четырем свободно стоявшим колоннам, базы которых были обнаружены снаружи, у углов здания. Наличие в композиции трех ордеров было отмечено еще Павсанием (VIII, 45, 3), хотя его описание тегейского храма не вполне совпадает с данными новейших раскопок.
Тегея. Храм Афины Алей. фрагмент декора карниза интерьера
Развитая пластика внутреннего ордера позволяет угадать в авторе крупного скульптора. Изысканная база ионического характера, покрытая прекрасной резьбой, огибала полуколонны, угловые пилястры и продольные стены целлы; сочные капители во многом определили установившийся позже тип, хотя отличались своеобразием пропорций и рядом индивидуальных особенностей.
Тегея. Храм Афины Алей. Фрагмент симы
Тегея. Храм Афины Алей. Фрагмент мраморной скульптуры фронтона
Так, колокол капители покрыт внизу двумя рядами акантовых листьев, а угловые волюты выходят из-под них, одетые в каннелированную оболочку, подобно позднейшим, развитым образцам. Но расстояние между угловыми волютами необычно велико и занято не центральными завитками и пальметтой, а одним большим акантовым листом, достигающим абаки.