Сооружения Пелопоннеса 4. Храм Зевса в Немее. Храм "Матери богов" и Филиппейон в Олимпии. Храм Аполлона в Дельфах - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Сооружения Пелопоннеса 4. Храм Зевса в Немее. Храм "Матери богов" и Филиппейон в Олимпии. Храм Аполлона в Дельфах

Архитектура античного мира > Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    Храм Зевса в Немее, близкий к тегейскому храму по характеру своей архитектуры, был построен, вероятно, около 330 г. до н. э. Храм не имел опистодома. Число наружных колонн 6x12 . Дорические колонны птерона, три из которых до сих пор стоят на своих местах, еще стройнее, чем в тегейском храме. Их диаметр — 1,5—1,56 м, а высота — 10,33 м. Размеры храма по стилобату — 20X42,5 м. На полу целлы сохранились следы внутренней колоннады, вероятно двухъярусной, которая замыкала целлу двумя дополнительными колоннами так, что за ними оставалось довольно широкое пространство.
    Найденные фрагменты внутренних колонн позволяют предположить, что они были коринфскими. Весь храм, за исключением симы, был выполнен из известняка. Блоки скреплялись железными скобами и сохранили следы тонкого (1 мм) слоя прекрасной штукатурки. Единственная мраморная часть — сима — обнаруживает необычайное сходство как по материалу, так по форме и порезке с симой тегейского храма. Это обстоятельство, а также сходство ряда других профилей и пропорций храмов дали повод некоторым авторам предполагать, что храм в Немее построен также Скопасом.
    Храм "Матери богов" в Олимпии. Менее значительной была строительная деятельность в IV в. до н. э. в Олимпии, но и там в начале столетия построили Метроон — храм "Матери богов". Это периптер дорического ордера с количеством колонн 6X11, подобно эпидаврскому храму Асклепия.
    Филиппейон в Олимпии завершает зодчество Пелопоннеса классической эпохи. Он сооружен македонским царем Филиппом II в ознаменование победы, одержанной им при Херонее, в 338 г. до н.э., над афинянами и беотянами. Этот монумент, воздвигнутый в знак торжества македонской монархии, знаменует наступление конца политической самостоятельности эллинских полисов и их ограниченно-демократического государственного строя.
    Филиппейон представлял собой круглое в плане здание, стоявшее на трехступенном основании и обрамленное 18 колоннами ионического ордера. Диаметр стилобата Филиппейона был около 14 м. Ионические колонны наружного ордера имели базы и капители аттико-ионического типа и стволы, украшенные 24 каннелюрами. Каждая из колонн состояла из пяти или шести барабанов. Пропорции колонн были стройные: высота их равнялась 9,67 D. Интерколумнии превышали 2,50 D. Высота антаблемента относилась к высоте колонны, как 1 : 5. Архитрав, расчлененный по горизонтали на две фасции (части), был высечен вместе с фризом из одного блока.
Олимпия. Филиппейон, после 338 г. до н. э. фасад
Олимпия. Филиппейон, после 338 г. до н. э. фасад
Олимпия. Филиппейон, после 338 г. до н. э. Планы (детальный и схематический)
Олимпия. Филиппейон, после 338 г. до н. э. Планы (детальный и схематический)
    Круглая целла обрамлялась стеной, поднимавшейся, возможно, значительно выше карниза наружной колоннады и перекрывавшейся конусообразной крышей с черепичной кровлей.
    Потолок наружной колоннады был выполнен из каменных плит, украшенных простыми по очертаниям ромбическими кассетами. Конструкция потолка совершенно необычна; он был разрезан по ширине перистазиса пополам, и каждая из двух частей его зажималась — одна в антаблементе, другая в стене внутреннего помещения. Таким образом, обе части его висели, как консоли.
    Стены Филиппейона внутри украшались полуколоннами коринфского ордера, расположенными в два яруса.
    Здание было сооружено из мелкозернистого известняка. Лишь ступени стилобата, цоколь стен внутреннего помещения, а также сима с антефиксами и львиными головами были высечены из паросского мрамора. Стены покрывала раскрашенная штукатурка.
    Внутри здания стояли исполненные аттическим скульптором Леохаром хризоэлефантинные статуи представителей македонского царского дома. В предшествующий период статуи, исполненные из золота и слоновой кости, изображали только главнейших богов — покровителей полиса. Постановка подобных статуй в Филиппейоне, равно как и самое сооружение Филиппейона на священном храмовом участке Олимпии, говорило о желании македонских царей окружить себя ореолом божественного величия и поднять авторитет своей власти в глазах покоренных Македонией эллинов.
    Одним из немногих сооружений того же времени, сохранявших традиционные архитектурные черты, характерные для периода героической независимости греческих полисов, является храм Аполлона, построенный не в Пелопоннесе, а в Средней Греции, отделенной от Пелопоннеса Коринфским заливом, а именно в Дельфах. Большое значение имело то обстоятельство, что после разрушения алкмеонидовского храма землетрясением 373 г. до н. э., новый VI храм, законченный лишь около 330 г. до н. э. был возведен на старых фундаментах и на основе предшествующей планировки.
Дельфы. Храм Аполлона (около 360—330 гг. до н. э.).колонна
Дельфы. Храм Аполлона (около 360—330 гг. до н. э.).колонна
Дельфы. Храм Аполлона (около 360—330 гг. до н. э.). фасад (реконструкция)
Дельфы. Храм Аполлона (около 360—330 гг. до н. э.). фасад (реконструкция)
Дельфы. Храм Аполлона (около 360—330 гг. до н. э.). Вид руин
Дельфы. Храм Аполлона (около 360—330 гг. до н. э.). Вид руин
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому