Сооружения Пелопоннеса. Ансамбль святилища Асклепия в Эпидавре
Архитектура античного мира > Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
Мегалополь. Театр, около 350 г. до н. э., и Ферсилион, 370—360 гг. до н. э. План
Эллинское зодчество, интенсивно развивавшееся в Пелопоннесе в 1-й половине и в середине IV в. до н. э., отмечено разнообразием архитектурных типов.
В Аркадии основан и отстроен большой город — Мегалополь с грандиозным театром и обширным залом для собраний — Ферсилионом; в Мессении восстановлена Мессена; в Тегее сооружен храм Афины Адеи; в Олимпии построены храм "Матери богов" — Метроон, подворье для прибывающих в святилище паломников — Леонидайон и круглое здание — Филиппейон, воздвигнутое македонским царем Филиппом в память его победы над греками, при Херонее.
В Эпидавре был создан один из самых замечательных и своеобразных ансамблей — святилище Асклепия, по соседству с которым находится один из лучших в Греции театров, гимнасий, стадион и другие сооружения.
Поскольку общественные интересы, занимавшие важное место в сознании гражданина эллинского полиса в предшествующее время, начали утрачивать в IV в. до н. э. свое значение и в противовес им стали выдвигаться интересы личные, индивидуальные, старые культы богов не могли теперь в полной мере отвечать настроениям общества. Зато усилилось значение других культов, в частности культа Асклепия — бога, врачевателя телесных и душевных недугов.
В 380—330 гг. до н. э. в Эпидавре вырастает замечательный ансамбль святилища Асклепия, где согласно мифу был рожден и жил этот сын светозарного Аполлона.
Эпидавр. Панорама святилища Асклепия с юга, 380—330 гг. до н. э. (реконструкция)
Расположенное в живописной долине, окруженной невысокими горами, святилище Асклепия в Эпидавре значительно отличалось от важнейших эллинских святилищ Олимпии или Дельф. Там, как уже отмечалось, доминировал главный храм божества, которому были подчинены остальные постройки, входившие в архитектурный комплекс.
В свободно скомпонованном ансамбле святилища Эпидавра, здания которого разбросаны среди зелени, храм главного божества, Асклепия, занимал сравнительно скромное место. Более значительно выделялась Фимела — круглое здание дорического ордера, возможно, служившее залом для музыкальных действий. В ансамбль входили помимо того алтарь Асклепия, небольшой храмик Артемиды (ионическая колонна восстановлена у стены эпидаврского музея) и целый ряд других сооружений: подворье для паломников, портики, пропилеи, палестра, гимнасий, стадион и уже упомянутый театр.
Эпидавр. Храм Асклепия, около 380 г. до н. э., арх. Феодот. Фасад
Эпидавр. Портик в святилище Асклепия (Абатон). Фрагмент фасада в месте перепада в уровнях земли и поперечный разрез
С севера главную часть эпидаврского ансамбля замыкал двухнефный ионический портик, общая длина которого составляла около 70 м. Западная часть портика имела дополнительный этаж ниже общего уровня земли в святилище. В него спускались по наружной лестнице, ограниченной подпорными стенками. Возможно, что этот портик является упоминаемым в античных источниках "Абатоном" (или "Энкойметерионом"), где больные проводили ночь в надежде на исцеление. На восточном конце портика находился священный источник, служивший для омовения больных.
Храм Асклепия был сооружен около 380 г. до н. э. архитектором Феодотом. Стилобат его возведен из известняка, само здание — из пороса (туфа), сима была мраморная. Размер по стилобату 23X11,9 м. Храм представлял собой дорический периптер. При шести колоннах на торцовых сторонах на продольных было только 11, опистодом отсутствовал.
Храм богато украшен скульптурой из пентелийского мрамора. На фронтонах помещались статуарные группы. На одном из них представлена борьба лапифов с кентаврами, на другом — битва эллинов с амазонками. Акротериями служили мраморные фигуры богини победы — Ники и морских богинь — нереид, сидящих на конях. В храме стояла статуя Асклепия, исполненная из золота и слоновой кости Фрасимедом Паросским.
Эпидавр. Храм Асклепия, около 380 г. до н. э., арх. Феодот. план (реконструкция)
Фимела (или фолос), построенная аргосским архитектором и скульптором Поликлетом Младшим примерно в 360—330 гг. до н. э., круглое в плане здание диаметром 21,82 м по верху трехступенчатого основания, окруженное двадцатью шестью колоннами дорического ордера. Внутри стояли четырнадцать колонн коринфского ордера.
Эпидавр. Фимела. фрагмент антаблемента
Эпидавр. Фимела. фрагмент потолка
Эпидавр. Фимела, около 360—330 гг. до н. э., Поликлет Младший. Фасад
Эпидавр. Фимела, около 360—330 гг. до н. э., Поликлет Младший. разрез
Эпидавр. Фимела, около 360—330 гг. до н. э., Поликлет Младший. план (фрагментарный и схема)
Эпидавр. Фимела. Капитель
Метопы наружного, дорического ордера были украшены рельефными розетками, а не скульптурными фигурами, как обычно в архитектуре архаики и ранней классики. Сима, увенчивавшая наружный карниз, богато орнаментирована росписью и порезкой и снабжена водометами с львиными головами. Капители коринфских колонн внутреннего ордера имеют исключительно тонкий и изящный рисунок. Лежавший над ними антаблемент с обильной порезкой около 1 м высотой имел фриз в форме очень плоского гуська и довольно высокий карниз (0,29 м), равный по высоте фризу.
Фимела была сооружена отчасти из пентелийского, отчасти из паросского мрамора. Пол внутреннего помещения имел очень сложшый рисунок, образованный мраморными плитами светлых и темных тонов. Внутри Фимелы была живопись. Известно, что здесь находилась исполненная энкаустикой картина сикионского мастера Павсия, изображавшая женщину, пьющую из прозрачной чаши; при этом сквозь чашу просвечивало лицо женщины.
Фимела дошла до нас в очень плохой сохранности: на месте находятся лишь остатки нижних частей ее стены с субструкцией. Но собранные в музее Эпидавра фрагменты ордеров, отличающиеся изяществом профилей, порезки и тщательностью работы, позволяют судить о красоте прославленного в древние времена сооружения.
Субструкциями пола Фимелы Поликлета послужила, по-видимому, более древняя культовая постройка. Также круглая в плане, она была около 7 м в диаметре и представляла собой лабиринт. Вероятно, эта постройка была засыпана при перепланировке данного участка.
Исключительно интересны общественные здания эпидаврского ансамбля, которые были предназначены не только для паломников, но также для прибывавших на атлетические соревнования, проводившиеся здесь, как и олимпийские игры, раз в четыре года, и на соревнования рапсодов, читавших в театре эпические произведения, главным образом Гомера. Сохранившиеся фундаменты, нижние части стен и отдельные детали этих сооружений позволяют составить полное представление о их планировке.
Эпидавр. Храм Асклепия, около 380 г. до н. э., арх. Феодот. генеральный план святилища
1 — Фимела; 2 — стоя для больных (Абатон); 3 — храм Асклепия; 4 — храм Артемиды; 5 — пропилеи; 6 — гимнасий (во дворе Одеон римского времени); 7 — стадион; 8 — водохранилище; 9 — подворье для паломников (катагогий); 10 — театр
1 — Фимела; 2 — стоя для больных (Абатон); 3 — храм Асклепия; 4 — храм Артемиды; 5 — пропилеи; 6 — гимнасий (во дворе Одеон римского времени); 7 — стадион; 8 — водохранилище; 9 — подворье для паломников (катагогий); 10 — театр