Погребальные сооружения 3. Гробница Рельефов
Архитектура античного мира > Этрусская архитектура
Черветери. Гробница Рельефов, III в. до н. э. интерьер
Более поздние скальные гробницы III—II вв. до н. э. были сооружены в отвесных скалах близ небольших городов — Норчиа, Блера, Сована. Снаружи у них был портик с двумя, четырьмя или шестью дорическими или коринфскими колоннамц, иногда портики были расположены друг над другом, двери имели трапециевидную форму.
Возможно, эти гробницы имитировали лоджии богатых этрусских домов II в. до н. э. или фасады храмов.
В эллинистический период архитектура этрусских гробниц претерпела значительные изменения. Вместо индивидуальных тумулусных гробниц богатых семей стали преобладать громадные камеры без всякой архитектурной характеристики со стенами, испещренными сотнями маленьких ниш для урн с пеплом; иногда они заполнены сплошными рядами погребальных лож.
На этом фоне выделяется несколько индивидуально решенных и богато декорированных гробниц, в которых еще заметны некоторые этрусские традиции, хотя и прикрытые классической формой. Среди них преобладают однокамерные гробницы, из которых наиболее интересна гробница Рельефов.
Норчиа. Скальная гробница, III в. до н. э.
Черветери. Гробница Рельефов, III в. до н. э. Колонна, план
Гробница Рельефов (или гробница Стуков) III в. до н. э. при общих размерах камеры 7X8 м имеет 13 больших ниш в стенах и 32 места для трупоположения на общей скамье. Два уширяющихся книзу столба и пилястры по стенам имеют капители с завитками, вырастающими из основания капители, подобно эолийской. Пилястры боковых стен украшены только изображениями щитов под капителями, а в полях под нишами лишь протянуты цветные полосы. Зато пилястры по бокам центральной ниши против входа и все поверхности несущих столбов усеяны изображенными в рельефе и ярко раскрашенными предметами обихода и оружием. Один только рельеф под центральной нишей выделяется своим мифологическим сюжетом.
От эллинистического периода до нас дошло также несколько многокамерных гробниц, по которым можно проследить дальнейшее развитие этрусского дома.
Перузия. Гробница Волумниев. план
Гробница Волумниев в Перузии, открытая в 1840 г., датируется концом II в. до н.э. На правом косяке двери имеется надпись, указывающая, что основателем гробницы был Волумний. Эта гробница (10,38X10,70 м) также трехчленного деления, но здесь главная камера вытянута в глубину. Поэтому боковые камеры, расположенные в глубине гробницы, выходят уже не в главную камеру (как в гробницах VI в. до н. э.), а в ее боковые крылья, сходные с крыльями италийского атриумного дома.
Перузия. Гробница Волумниев. разрез
В гробнице имеются помещения, соответствующие атрию и таблинуму, и восемь боковых комнат-ячеек. Атрий высотой 4,5 м с двускатным потолком имитировал помещение с деревянной крышей; в боковых стенах атрия имелись входы в ячейки, квадратные в плане, со скамейками вдоль стен, на которые ставились урны.
Главное помещение — таблинум — кажется очень большим, в центре урна основателя гробницы Волумния в виде саркофага; на богато декорированном ложе покоилась полулежащая фигура. Направо — саркофаги сыновей и родственников, налево — урна дочери. В центре потолка, в квадратном кессоне — рельеф с Медузой Горгоной со следами полихромии.
Перузия. Гробница Волумниев. саркофаги
Перузия. Гробница Волумниев. Тимпан интерьера
Особо выделяются поздние гробницы (III—II вв. до н. э.), крытые цилиндрическим клинчатым сводом, найденные в районе северной Этрурии. В гробнице Вайано полуциркульный свод имеет диаметр 2 м. Наибольший пролет (4 м) обнаружен в одной гробнице в Перузии. Во всех этих гробницах стены и свод сложены из тщательно отесанных небольших каменных блоков с точной пригонкой квадров, правильной перевязкой швов в сводах, составляющих одно целое на всю глубину.