Этрусская архитектура 2 - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Этрусская архитектура 2

Архитектура античного мира > Этрусская архитектура
Центральная часть Италии и Этрурии
Центральная часть Италии и Этрурии
    Особенно развивались города вдоль побережья и на торговых путях: Цере, Тарквинии, Вольци, Ветулония, Популония, Вейи, Вольсинии, Клузий, Перузия, Кортона, Арреций, Фезула, Волатерре и др. (названия многих этрусских городов теперь изменились: Цере — Черветери, Вольсинии — Орвьето, Волатерр — Вольтерра, Клузий — Кьюзи, Перузия — Перуджа, Фельсина — Бонония (совр. Болонья). В тексте встречаются как древние, так и современные названия городов).
    В период своего могущества этруски контролировали большую часть средней и северной Италии и подчинили себе Корсику. Этрусская экспансия продолжалась недолго: уже в V в. до н. э. начался политический и экономический упадок Этрурии, вызванный усилением Греции, Рима и внутренними противоречиями между этрусскими городами, а во II в. до н. э. Этрурия становится частью Римской республики, превратившейся в могучую державу на Апеннинском полуострове.
    Наши сведения об этрусках весьма скудны и основаны на археологических данных и трудах римских историков, которые изучали памятники Этрурии по руинам.
    Этруски поклонялись множеству богов, изображаемых в человеческом образе. Во главе богов стояла верховная триада (она соответствовала греко-римской) — Тиния (Юпитер), Уни (Юнона) и Менрва (Минерва). Большое место занимал культ мертвых. В VII—V вв. до н. э. у этрусков было принято трупоположение, а с IV в. до н. э .— трупосожжение. Они верили в загробную жизнь и с умершим клали оружие, украшения, пищу. Этруски строили свои гробницы из камня или высекали их в скалах, придавая им форму и вид жилища; эти гробницы донесли до нас историю этрусков, дали представление об их искусстве и архитектуре.
Вейи. Терракотовая урна, VI в. до н. э. из гробницы Гротта Кампана
Вейи. Терракотовая урна, VI в. до н. э. из гробницы Гротта Кампана
    В истории этрусского искусства различают три периода:
первый — VII — начало V в. до н. э.;
второй — V — IV вв. до н. э.;
третий — середина IV — I в. до н. э.
    Первый, часто называемый архаическим, в свою очередь может быть разделен на несколько периодов, так как охватывает развитие художественной культуры этрусков от зарождения до поры ее наивысшего расцвета, совпадающего с расцветом могущественных этрусских городов. В эпоху архаики этруски несомненно испытывали сильные влияния народов Восточного Средиземноморья и особенно Греции. Но эти влияния творчески перерабатывались, они послужили основой развития самобытного искусства.
    Великолепные, яркие по колориту фрески в этрусских гробницах VI в. до н. э., раскрашенная терракотовая, а затем бронзовая скульптура характерны для искусства архаики. Об архитектуре этого периода мы можем судить по урнам, гробницам и храмам, повторяющим формы ранних жилищ. Для этого периода характерен высокий уровень строительной техники, проявившийся в инженерных, оборонительных и общественных сооружениях, возводившихся из камня.
    Второй период (конец V — середина IV в. до н. э.) отмечен постепенным упадком могущества этрусков. Новые общественноисторические условия не благоприятствовали дальнейшему свободному развитию этрусской культуры, а способствовали приверженности к традиционным формам архитектуры. Если в других видах искусства заметно влияние греческого искусства "строгого стиля", то в архитектуре отсутствуют какие-либо новшества, не считая орнамента терракотовых облицовок и росписей в интерьерах гробниц.
    Лишь в последующий период (середина IV—I в. до н. э.) отмечается взаимодействие новых эллинских и эллинистических влияний, выразившихся в развитии жилого дома, военного строительства и более широком введении греческих ордерных форм, использовавшихся, однако, лишь как декор.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому