Цирки - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Цирки

Архитектура античного мира > Римская империя. Общественные сооружения
Рим. Аппиева дорога. Цирк Максенция. План
Рим. Аппиева дорога. Цирк Максенция. План
    Цирки. Римские цирки в целом мало сохранились. Из четырех цирков столицы — Большого, Фламиниева, Калигулы в Ватикане и стадия Домициана на Марсовом поле — ни один до нас не дошел. Наиболее популярен был Большой цирк (Циркус Максимус), ныне почти бесследно исчезнувший. В середине II в. он вмещал минимум 140 и максимум 385 тыс. зрителей. Этот цирк, возникший в IV в. до н. э., постоянно обновляли, расширяли и украшали все императоры. Во II в. при Траяне он был перестроен в последний раз, достигнув 600 м в длину (с ареной размером 568X80 м). На северной оконечности сильно вытянутого в плане цирка находились 12 фланкированных башнями загонов для лошадей. Над загонами помещалась трибуна магистрата, открывавшего состязание.
    Поле цирка было разделено по продольной оси так называемой спиной — низкой стенкой, вокруг которой происходили бега, скачки или состязания на колесницах. Спина Большого цирка имела длину 344 м. На ней были воздвигнуты колонны со статуями Виктории, обелиски и находились трофеи.
    Ступени зрительскикх мест опирались на субструкции. Фасад был облицован частично кирпичом, частично мрамором и членился двумя (или тремя) ярусами аркад. При постройке дворца Флавиев над цирком, на кромке Палатина, была устроена императорская ложа, широкое полукружие которой архитектурно завершило крутой склон холма и придало законченность этой части городского ансамбля.
    Единственный из сохранившихся цирков — это цирк Максенция (312 г.) близ мавзолея Ромула на Аппиевой дороге. Ориентированный с востока на запад, он сильно вытянут в длину — 482X79 м. На восточном его конце находились триумфальные ворота, через которые появлялся победитель, а на западном, по сторонам от входа, было по шесть загонов для лошадей. Десять рядов ступеней на облицованных кирпичом бетонных субструкциях могли принять 15 тыс. зрителей.
    Интересны особенности плана, кое-где отклоняющегося в силу необходимости от геометрически правильной формы. Так, загоны для стартующих коней и колесниц располагались по дуге, чтобы обеспечить равные дистанции для соревнующихся. Спина (длиной 333 м и шириной 7 м), сдвинутая к восточному концу, делила поле на две неравные полосы. Южная, вдоль которой начинались бега, была шире северной, так как участники двигались еще сплошным фронтом и только за поворотом растягивались. Восточный конец спины слегка отклонялся от оси к северу, в направлении движения, облегчая разворот колесниц и всадников.
    Судейская трибуна на южной стороне цирка со ступенями на арену была приближена к повороту для лучшего наблюдения, а императорская ложа на противоположной стороне располагалась ближе к месту старта и финиша. Архитектурных деталей уцелело мало — фрагменты герм со столбов загонов и обелиск на спине, перевезенный впоследствии Дж. Л. Бернини на площадь Навоны. Первоначально на спине находились эдикулы, фонтаны с дельфинами и росло пальмовое дерево, ветвями которого увенчивали победителей.
    Римские театры, амфитеатры и цирки, окончательно сложившиеся и достигшие совершенства в период империи, явились необходимым этапом в последующем развитии зданий этого типа и спустя столетия оказали большое влияние на конструкцию и архитектуру европейских зрелищных сооружений.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому