Декор 2 - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Декор 2

Архитектура античного мира
Рим. Декор гробницы Валериев на Латинской дороге, II в. н. э.
Рим. Декор гробницы Валериев на Латинской дороге, II в. н. э.
Рим. Декор гробницы Анициев на Латинской дороге, II в. н. э.
Рим. Декор гробницы Анициев на Латинской дороге, II в. н. э.
Рим. Фрагмент росписи Золотого дома, I в. н. э.
Рим. Фрагмент росписи Золотого дома, I в. н. э.
    Важным элементом интерьера римского здания был свод. Своды часто разделывались кессонами квадратной, ромбической, шестигранной или многогранной формы с розетками из стука или бронзы внутри. Их украшением служила также стуковая лепнина, нередко сочетавшая орнамент с фигурными изображениями (свод базилики у Порта Маджоре, своды гробниц Валериев и Анициев на Латинской дороге).
Тибур. Канделябр из виллы Адриана, II в. н. э.
Тибур. Канделябр из виллы Адриана, II в. н. э.
    Живописные панно иногда также включались в декорацию свода. Характерны миниатюрные росписи на сводах Золотого дома Нерона, заключенные в стуковые рамки. Как сообщает Плиний, большинство из них выполнено живописцем Фабуллом.
    На сводах императорских дворцов применялась позолоченная лепнина. Блеску позолоты лепного декора дворцовых интерьеров отвечало мерцание света на поверхности бронзовых дверей и бронзовых капителей колонн коринфского или композитного ордера.
    Статуи, во множестве украшавшие жилые и общественные здания, сады и виллы, как правило, являлись копиями знаменитых произведений греческой пластики.
    Бассейны фонтанов, стены терм и нимфеев часто отделывались стеклянной мозаикой оранжевых, зеленых и голубых цветов.
    Различный по фактуре декор стен, пола и сводов сочетался с украшавшими, здания статуями, фонтанами, мебелью, вазами и канделябрами. Насыщенное цветом и оживленное пластикой малых форм внутреннее пространство соответствовало торжественности внешнего облика монументальных римских сооружений периода расцвета империи.
    На протяжении нескольких столетий декор в архитектуре Римской империи проходил следующую эволюцию. Вначале лепнина, росписи, мозаика, архитектурный орнамент отличались живой полнокровностью форм и строгостью их трактовки, но, как и ордер, были еще недостаточно хорошо увязаны со сводчатыми архитектурными формами. К концу I — началу II в. было достигнуто достаточно гармоничное их соответствие.
    Однако уже на исходе II столетия начинается все более заметный отрыв декора от архитектурной формы. К концу империи трактовка декоративных форм становится все суше и примитивнее. В это время появляются новые декоративные формы (например, аркатура на кронштейнах, обрамляющая ниши Золотых ворот дворца Диоклетиана в Салоне), чуждые духу античного зодчества, но соответствующие тенденциям начинающей возникать архитектуры феодализма.
Помпеи. Мозаичная отделка нимфея в доме Большого фонтана
Помпеи. Мозаичная отделка нимфея в доме Большого фонтана
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому