Императорские резиденции: Золотой дом Нерона
Архитектура античного мира > Римская империя. Жилые сооружения
В течение нескольких столетий императорские жилища строились на Палатине или соседних с ним холмах. Первые дворцы — Ливии и Августа — видимо, принадлежали к типу домусов. Более монументальные дворцы Тиберия и Калигулы погибли от пожаров. Некоторое представление можно составить лишь о Золотом доме Нерона, разрушенном Флавиями.
Остатки его частично сохранились. Золотой дом назван так по отделке интерьеров позолотой, драгоценными мозаиками и слоновой костью. По сведениям античных авторов, Золотой дом был огромной виллой с озером в центре и дворцовыми и другими корпусами, разбросанными среди садов, рощ и лугов между Палатином, Оппием, Эсквилином и Целием.
Вход со стороны Священной дороги был оформлен монументальным портиком. У подножия Целия находился грандиозный нимфей. Остатки основной части виллы скрыты под позднейшими термами Траяна. Своды ряда ее залов были расписаны небольшими панно в стуковых обрамлениях. В числе помещений имелась круглая вращающаяся столовая.
Рим. Золотой дом Нерона, I в. н. э. План северного крыла с прилежащими к нему остатками поздних сооружений
Раскрыт один из корпусов дворца, выстроенный на Эсквилине зодчими Севером и Целером. Подобно виллам Кампании, вход выделен значительным углублением фасада, образующим перед ним двор.
Рим. План северного крыла Золотого дома
Одинаковые ряды залов в перистильной левой части здания зодчие пытались разнообразить введением кое-где ниш различных очертаний. Правая часть дворца содержит необычную по композиции группу залов. Ее центром был октогон со стороной 13,5 м, образованный смыкающимися под углом столбами, соединенными плоскими перемычками.
Октогон перекрыт сомкнутым восьмичастным сводом, переходящим в купол с опайоном. Диаметр опайона достигал 6 м. Основными несущими элементами были столбы и ребра свода, подходившие к основанию купола и воспринимавшие его давление. Тонкие грани свода над плоскими перемычками являлись лишь заполнением этой конструкции. Распор купола погашался окружавшими октогон сводчатыми помещениями: удлиненным залом с апсидой, перекрытым цилиндрическим сводом; двумя крестообразными в плане залами со вспарушенными крестовыми сводами; двумя широкими залами с нишами и двумя треугольными помещениями.
Золотой дом Нерона. Октогон. План
Все они связывались обходом вокруг октогона, образуя стройную композицию, симметричную оси, отмеченной удлиненным залом. Вписанная в прямоугольную сетку плана правой части дворца эта группа залов с расположенными под углом 45° крестообразными помещениями внесла в него элемент динамики. Пространства разных форм, сопоставленные с центрическим пространством октогона, в которое они выходили, чередовались при обходе, сменяя друг друга.
Золотой дом Нерона. Октогон. современный вид
Падавший сверху свет заливал октогон и, постепенно слабея, доходил до противоположных входам ниш окружающих помещений, объединяя их с центральным залом. Октогон, появившийся в Золотом доме, — новая форма, вскоре распространившаяся в римской архитектуре. Здесь впервые конструктивный каркас выступил освобожденным от тяжелой инертной массы заключавших его стен, а свойства прочного и легкого бетона были использованы полностью.
Оригинальность замысла и совершенство конструкции этого архитектурного организма, который в комплексе дворца выглядит инородным телом, заставляют предполагать, что его автором был гениальный Рабирий, возможно, начавший здесь свою деятельность.