Атриумно-перистильные дома - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Атриумно-перистильные дома

Архитектура античного мира > Римская империя. Жилые сооружения
    Усложнившиеся социально-экономические условия жизни в Италии конца I в. до н. э. — I в. н. э. значительно подорвали финансовое положение многих владельцев домусов и привели к вынужденному преобразованию этого традиционного патрицианского типа жилища. С одной стороны, ряд помещений атриумно-перистильных домов приспосабливается под производственные мастерские (сукновальни, красильни, винодельни, маслодельни и т. д.), с другой — острый жилищный голод в городах привел к разделению отдельных частей домусов на мелкие помещения для сдачи их внаем. Этот процесс происходил повсеместно — и в столице, и в мелких городах вроде Помпей и Геркуланума.
    Атриумно-перистильные дома состоятельных горожан, еще строившиеся, хотя и сравнительно редко, в этот период, постепенно все более отходили от решений, характерных для II—I вв. до н. э. В помпейских домах этого времени меняются форма и назначение отдельных залов, иногда отсутствует то или другое из традиционных помещений (таблинум, крылья, перистиль); на первое место ставятся требования комфорта, а не забота об архитектурной целостности дома.
    Декоративная отделка домусов становится все более пышной. В стенных росписях преобладали сочетания ярких цветов. Снизилось качество выполнения рельефов, скульптуры и стуковых деталей. Колонны стали покрывать толстым слоем штукатурки, особенно в нижней трети, и ярко окрашивать. Это нарушало тектонику колонны, вносило пестроту в оформление интерьера и свидетельствовало о невысоком вкусе новой аристократии. Помпейские дома 1 в. н.э. позволяют проследить различные тенденции в преобразовании атриумно-перистильного дома.
    В одних домах — дом Трагического поэта в Помпеях — была утрачена строгая правильность плана, симметричность расположения помещений относительно продольной оси и прямолинейность последней. В этом доме главная ось зигзагообразна, так как передняя часть дома, отвечающая направлению улицы, помещена под углом к тосканскому атрию.
    Ось слегка сдвинутого по отношению к атрию проходного таблинума отклоняется влево, а ось перистиля — вправо. Поэтому, хотя анфиладность и сохраняется, впечатление о доме как о едином комплексе ослабляется. План этого дома не строен и нечетко организован из-за почти полного отсутствия симметрии его частей. Симметричны лишь передние помещения. Но залы с правой стороны атрия, имеющего только одно крыло, не соответствуют своим числом и формой залам левой стороны. В перистиле над левой группой выходящих в него помещений преобладает правая группа с огромным триклинием.
Помпеи. Дом Трагического поэта, I в. н. э. Перистиль
Помпеи. Дом Трагического поэта, I в. н. э. Перистиль
Помпеи. Дом Веттиев, I в. н. э. деталь росписи
Помпеи. Дом Веттиев, I в. н. э. деталь росписи
Помпеи. Дом Веттиев, I в. н. э. План
Помпеи. Дом Веттиев, I в. н. э. План
    В других домах — дом Веттиев — изменению подвергся атрий: здесь он не имеет таблинума. Место таблинума занял широкий проход, отделенный от перистиля двумя столбами. Упразднение таблинума превратило атрий в простое преддверие перистиля. Это сильно отличает дом Веттиев от аналогичного по плану республиканского дома Фавна, где атрий был парадным центром дома. Здесь им стал перистиль, колонны которого, окрашенные в желтый и голубой цвета, образовали яркое обрамление сада.
    Статуи, во множестве наполнявшие середину перистиля, оттенялись не только зеленью, но и пестрым фоном колоннад. Дом Веттиев знаменит своими фресками, ценными не только в художественном, но и в историческом отношении. В миниатюрных сценках, в которых действуют амуры и психеи, показаны трудовые процессы многих представителей ремесел и различные сцены быта помпейских горожан. Яркость красок и обилие всякого рода декора в доме Веттиев характерны для интерьера домусов императорского времени.
    Любопытно соединение в рамках городского жилища атриумно-перистильного дома с садом, который по своим укрупненным пропорциям и устройству свойствен скорее загородной вилле. В этом отношении характерен дом Лорея Тибуртина в Помпеях. Он состоял из большого атрия и маленького перистиля, стоял на невысокой террасе и был обращен к саду портиком и перголой. Оси дома и сада не совпадали. На краю террасы находился соединенный с перголой нимфей, из которого вытекал ручей, падавший в длинный канал. Обрамленный тенистыми перголами канал пересекал сад. Его берега украшали гермы и статуэтки муз и зверей, отражавшиеся в воде.
Помпеи. Дом Лорея Тибуртина, I в. н. э. Фрагмент сада
Помпеи. Дом Лорея Тибуртина, I в. н. э. Фрагмент сада
Помпеи. Дом Лорея Тибуртина, I в. н. э. реконструкция
Помпеи. Дом Лорея Тибуртина, I в. н. э. реконструкция
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому