Мавзолей Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге, гробница Присциллы на Аппиевой дороге, гробница булочника Эврисака, мавзолей претора Гая Цестия - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Мавзолей Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге, гробница Присциллы на Аппиевой дороге, гробница булочника Эврисака, мавзолей претора Гая Цестия

Архитектура античного мира > Римская империя. Погребальные сооружения
    Мавзолей Цецилии Метеллы на Аппиевой дороге (ок. 30 г. до н. э.) — один из самых значительных памятников римского погребального зодчества. Новая композиция объемов — цилиндр на квадрате — была впервые выражена здесь с предельной ясностью. В первоначальном виде мавзолей более явно обнаруживал свое родство с тумулусом. Его цилиндрическая часть диаметром 29,5 м, поставленная на квадратное основание со стороной 32,3 м, увенчивалась высоким конусом, подножие которого окружали циппы. Вход в мавзолей помещался сбоку и не был виден с дороги. Сводчатый коридор приводил в высокую сводчатую камеру, облицованную кирпичом.
Рим. Мавзолей Цецилии Метеллы, около 30 г. до н. э.
Рим. Мавзолей Цецилии Метеллы, около 30 г. до н. э.
    Простота и строгость геометрической формы мавзолея прекрасно соответствовали сдержанной торжественности архитектурного образа погребального сооружения. Впечатление монолитности круглого здания усилено единообразием блоков травертиновой облицовки, приведенных к одному размеру декоративными бороздками рустики. Узор руста и легкий фриз из гирлянд и букраниев несколько смягчают суровость монумента, украшенного рельефным изображением воинского трофея рядом с посвятительной надписью на мраморной доске. Мавзолей Цецилии Метеллы является классическим произведением римской архитектуры. В средние века он вошел в состав замка Каэтани. При этом его коническое завершение было разобрано, а верх снабжен крепостными зубцами.
Рим. Гробница Присциллы на Аппиевой дороге. План, фасад
Рим. Гробница Присциллы на Аппиевой дороге. План, фасад
    Архитектурная выразительность гробницы Присциллы на Аппиевой дороге достигнута другим приемом: не акцентированием, а расчленением его круглой формы. Глухую массу цилиндра разбивали и зрительно облегчали двенадцать ниш со статуями богов и символическими фигурами с героизированными чертами усопшей. Скульптуры обогащали пластику расчлененной нишами поверхности мавзолея, которая особенно остро чувствовалась по контрасту с гладкой плоскостью его квадратного основания.
    Поиски внешнего образа мавзолея, развившегося из тумулуса, велись и в других направлениях. В гробнице булочника Эврисака (2 -я половина I в. до н. э.) сделана попытка языком архитектурных форм и скульптуры прославить ремесло покойного и его роль в обществе.
    Расположенная на тесном участке между Лабиканской и Пренестинской дорогами и Порта Маджоре, гробница получила трапециевидный план со сторонами 8,75X6,85X5,8X4,05 м. Как и мавзолей Цецилии Метеллы, она выполнена в бетоне с облицовкой травертином. Ее основание состоит из столбов, чередующихся с мощными цилиндрами, и опирается на туфовый подий. Средняя часть сооружения отделена от основания полосой посвятительной надписи, обходившей здание по периметру.
Рим. Гробница Эврисака, 2-я половина I в. до н.э. Общий вид
Рим. Гробница Эврисака, 2-я половина I в. до н.э. Общий вид
Рим. Гробница Эврисака, 2-я половина I в. до н.э. план
Рим. Гробница Эврисака, 2-я половина I в. до н.э. план
    Фасады, ограниченные угловыми пилястрами ионического типа, расчленены круглыми отверстиями с плоскими обрамлениями — по три в каждом вертикальном ряду. В зависимости от длины фасадов на каждом из них разное количество таких рядов (2 , 3, 4 и 15). Как полагают, цилиндры основания повторяют форму чанов, в которых замешивалось тесто, а круглые проемы фасадов — края сосудов для зерна или жерла печей. Рельефный фриз под карнизом изображает различные этапы изготовления хлеба. Один из фасадов содержал горельефные портреты Эврисака и его жены. Несохранившееся покрытие гробницы было пирамидальным с резным навершием в виде корзины. Гробница была заполнена сплошной кладкой, за исключением небольшой погребальной камеры.
    Смелое своеобразие архитектурных форм и свободная трактовка ордера делают гробницу Эврисака единственной в своем роде. Ясная тектоника сооружения, эффект сопоставления гладких и рельефных поверхностей, чувство меры в употреблении декора говорят о высоком мастерстве зодчего, сумевшего в трудных условиях отведенного ему участка в совершенстве выполнить свою задачу.
    Оригинальна на римской почве форма мавзолея претора Гая Цестия. Построенный в 18—12 гг. до н. э. близ Остийских ворот Рима, мавзолей, являвшийся по существу традиционным сооружением тумулусного типа, был трактован в виде египетской пирамиды. Пирамида поставлена на квадратное бетонное основание, облицованное травертином, со стороной 29,5 м. В I в. до н.э. оно было раскрыто на 1,5 м рвом для стока дождевых вод, а сейчас оказалось на 5,5 м ниже современного уровня земли, что сильно искажает пропорции памятника.
    Пирамида с ее белыми мраморными гранями поднималась над основанием на высоту 36,4 м. Ее простой и строгий силуэт производил впечатление замкнутости и сдержанной силы.
Рим. Мавзолей Цестия, 18—13 гг. до н. э. Общий вид
Рим. Мавзолей Цестия, 18—13 гг. до н. э. Общий вид
    Отдельно стоявшие по углам пирамиды колонны, казавшиеся рядом с ней хрупкими, подчеркивали ее могучую монолитную массу. Вход фланкировался статуями. Прямоугольная камера (5,85x4 м), в глубине которой стоял саркофаг претора, была оштукатурена поверх кирпичной облицовки и украшена фресками.
    Белые стены покрывал узор из квадратов с многоцветными обрамлениями и включенными в них фигурами нимф и священных сосудов; углы свода отмечены летящими фигурами Викторий с венками, а центр свода занимал апофеоз Гая Цестия. Это редкий случай живописной отделки интерьера мавзолея в эпоху ранней империи. У римлян не было представления о гробнице как о доме умершего, вследствие чего все внимание обычно устремлялось на оформление внешнего вида погребального сооружения.
    Пирамидальная форма в сочетании с тумулусной основой гробницы дала еще ряд интересных решений художественного образа погребальных сооружений: состоящая из пяти конусов на кубическом основании гробница Арунтиев, пятиярусная ступенчатая пирамида Помпея — обе близ Альбано, и др.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому