Гробница в Путеолах на виа Челле
Архитектура античного мира > Римская империя. Погребальные сооружения
В I—II вв. н. э. при постройке гробниц часто употреблялась утвердившаяся схема увенчанного конусом цилиндра на квадратном основании. Одновременно шло развитие этого типа погребальных сооружений главным образом в двух направлениях.
Прежде всего изменению подверглись формы основного объема мавзолея. В мавзолее в Поле (Далмация, середина I в. н. э.) цилиндр заменен восьмигранником с колоннами по углам и раскрепованным антаблементом и цоколем. Еще более усложнились мавзолеи в Адалии и Неумагене начала II в. н. э., в которых низкий цоколь несет двенадцатигранник с пилястрами по углам.
Пола. Мавзолей, середина I в. н.э. Реконструкция фасада
Путеолы (Поццуоли). Гробница на виа Челле, I в. н.э. Современное состояние, реконструкция
Исключительно интересна одна из гробниц в Путеолах на виа Челле, прислоненная к склону холма и рассчитанная на фронтальный обзор. Эта небольшая кирпичная гробница (высотой 9 м) в целом повторяет схему мавзолея в Поле, но с существенными видоизменениями.
Квадратное основание, включающее маленькую камеру, трактовано в виде экседры, предваряющей вход внутрь. Второй ярус образован неполным восьмигранником с углами, отмеченными ионическими колоннами из серого туфа с гранями, покрытыми стуком и расчлененными ложными дверями с арочным обрамлением.
Композиция фасада построена на контрастном сопоставлении выступающих и отступающих частей здания: закругленной впадине экседры противостоит выступ круглого цоколя, который является переходом к граням второго яруса, западающим вследствие сильного выдвижения вперед угловых колонн. Тот же прием проведен и в более мелких деталях каждого яруса, создавая эффект движения архитектурных форм.
Нередко переработка традиционной схемы достигалась не преобразованием форм основных объемов, а изменением их пропорций.
Путеолы (Поццуоли). Гробница на виа Челле, I в. н.э. план
При этом низкое прямоугольное основание вырастало до размеров куба, превращаясь из цоколя в основной массив здания, а цилиндр уменьшался, преобразуясь в широкий барабан, увенчанный уже не конусом, но низким куполом. Благодаря повышению нижнего яруса погребальная камера из прежде сравнительно небольшого и низкого помещения значительно расширилась во всех направлениях, вытеснив земляную засыпку. Это окончательно превратило гробницу в чисто архитектурное сооружение, фасад и интерьер которого уже мало чем напоминали послуживший отправной точкой развития тумулус.
Неаполь. Мавзолей Марано, II в. н.э . реконструкция фасада, разрез
Таков мавзолей близ церкви Сан Вито в Путеолах. К тому же типу принадлежит неаполитанский мавзолей Марано II в. н.э., замечательный красочностью своего облика. Здание не было оштукатурено, поэтому взору открывалось все цветовое богатство его кладки, в которой приглушенный красный цвет кирпича сочетался с различными оттенками желтого и серого туфа. Разнообразие фактуры кладки дополняло живописность фасадов.
Неаполь. Мавзолей Марано, II в. н.э . Фрагмент фасада
Капуя. Мавзолей Карчери Веккье, II в. н.э. фрагмент фасада
Свойственное зодчеству II в. н. э. ордерное оформление мавзолеев сказалось и на тех сооружениях, которые продолжали повторять старые, близкие к тумулусам формы. Мавзолей Карчери Веккье близ Капуи с земляным заполнением и небольшой погребальной камерой внутри для своего времени являлся архаическим, но его приземистый наружный массив расчленен нишами полукруглых и прямоугольных очертаний, отделенными друг от друга тосканскими полуколоннами (третью часть периметра мавзолея вместо ниш занимают арки). Использование ниш (с нарядным завершением в виде раковин из стука) дало тот же пластический эффект, что и в гробнице Присциллы. Но здесь он усложнен введением ордера и ритмическим чередованием полуколонн и ниш, которые разбивают по вертикали низкое здание, завершенное плоским куполом на ступенчатом барабане, и придают ему упругую собранность.
Капуя. Мавзолей Карчери Веккье, II в. н.э. Разрез, план