Мавзолей Истацидиев. Мавзолей в Глануме. Трехъярусный мавзолей Коноккья - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Мавзолей Истацидиев. Мавзолей в Глануме. Трехъярусный мавзолей Коноккья

Архитектура античного мира > Римская империя. Погребальные сооружения
    Второй линией эволюции производных от тумулусов погребальных сооружений было развитие по вертикали, т. е. увеличение числа ярусов или удлинение их пропорций. Мавзолеи этого типа еще дальше отошли от тяжелых, связанных своей внутренней структурой с землей сооружений, которые иногда продолжали возводиться. Из сохранившихся наиболее характерными были мавзолеи Истацидиев близ Помпей, Гая и Луция в Глануме (Галлия, близ современного города Сен Реми де Прованс), оба относящиеся к началу I в. н. э. Их композиция во многом восходит к монументу Лизикрата в Афинах (335—334 гг. до н. э.).
Помпеи. Мавзолей Истацидиев, начало I в. н.э. Реконструкция и разрез
Помпеи. Мавзолей Истацидиев, начало I в. н.э. Реконструкция и разрез
Современный вид мавзолея Истацидиев и гробницы Эсквилии Поллы
Современный вид мавзолея Истацидиев и гробницы Эсквилии Поллы
    Мавзолей Истацидиев построен по принципу контраста между высоким кубическим основанием, впечатление солидной устойчивости которого усиливают укрепляющие углы тосканские трехчетвертные колонны и полуколонны фасадов, и опирающимся на него легким сквозным моноптером. Между широко расставленными стройными ионическими колоннами моноптера были помещены две мраморные статуи, отчетливо рисовавшиеся на фоне южного неба. Расположенный выше ступенчатый пьедестал возносил венчавшую мавзолей статую. Погребальная камера с большой нишей главы семьи и с десятью малыми (его домочадцев) имела в центре пилон для опоры свода и была покрыта росписями в III помпеянском стиле. В целом архитектурный образ этого здания необычен: введение изящного греческого моноптера смягчало присущую римским гробницам замкнутую суровость.
    Мавзолей в Глануме являлся, собственно, гробницей без захоронения рано погибших племянников Августа Гая и Луция Цезарей. Он очень похож на мавзолей Истацидиев, но имеет более вытянутые пропорции. Кубический нижний ярус, покрытый рельефами, трактован как саркофаг. Над ним, подобно торжественной триумфальной арке в честь юных героев, поднимается высокий сквозной объем.
    Каждый его фасад в центре прорезан аркой, по углам фланкированной коринфскими колоннами, которые поддерживают антаблемент с узорчатой лентой фриза. Венчающий круглый моноптер, до XVIII в. содержавший статуи обоих Юлиев, возможно, задуман как заупокойный храм. Удлиненные пропорции, узкие интерколумнии, тяжелые формы каннелированных колонн с чрезмерно пышными капителями дают почувствовать римский дух сооружения, столь отличный от изысканной легкости мавзолея Истацидиев.
Гланум. Мавзолей Гая и Луция Цезарей, начало I в. н. э.
Гланум. Мавзолей Гая и Луция Цезарей, начало I в. н. э.
Капуя. Мавзолей Коноккья,конец I в — II в. н.э. Фрагмент фасада
Капуя. Мавзолей Коноккья,конец I в — II в. н.э. Фрагмент фасада
    В стилистическом отношении очень важен памятник той же группы — трехъярусный мавзолей, известный под названием Коноккья. Построенный в конце I в. или во II в. н. э. на Аппиевой дороге близ Капуи, он повторяет своей общей структурой мавзолеи в Глануме и в Помпеях, но по трактовке объемов более близок к гробнице на улице Челле в Путеолах.
    Однако если там выпуклые и вогнутые формы были противопоставлены только на одном фасаде, в Коноккье подобным, но более сложным образом, решен весь средний ярус. Спокойные гладкие плоскости квадратного основания мавзолея, покрытого стуком, оттеняли дробность динамически развивающихся форм среднего объема.
    Последний представлял собой куб со слегка вдавленными внутрь гранями, вследствие чего его масса как бы перетекла к углам и образовала округлые выступы, составляющие единое целое с телом здания. Нижняя половина каждого фасада выступала вперед, а стена над ней была заглублена нишами. Центральные части стен выдавались вперед еще сильнее, а ниши над ними были выделены эдикулами.
    Вогнутым в целом фасадам второго яруса противостоит выпуклая поверхность расположенного выше псевдомоноптера, стены которого также расчленены нишами и полуколоннами. Таким образом, непрерывная смена противоположно направленных архитектурных форм создает динамическую композицию, которая впервые наметилась в гробнице на виа Челле в Путеолах. Архитектура этих гробниц свидетельствовала о новых тенденциях в римском зодчестве, несомненно связанных с воздействием зодчества восточных провинций.
Капуя. Мавзолей Коноккья,конец I в — II в. н.э. план
Капуя. Мавзолей Коноккья,конец I в — II в. н.э. план
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому