Императорские мавзолеи Августа и Адриана - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Императорские мавзолеи Августа и Адриана

Архитектура античного мира > Римская империя. Погребальные сооружения
    Два уникальных погребальных сооружения эпохи — императорские мавзолеи Августа и Адриана — также принадлежат к тумулусному типу.
    Тумулус был избран Августом для своего мавзолея вследствие его монументальности, а также из-за подчеркнутого уважения к старым римским традициям. Постройка началась в 28 г. до н. э. в северной части Марсова поля близ Тибра и была закончена к 23 г. н. э.
Рим. Мавзолей Августа, 28—23 гг. до н. э. Современный вид
Рим. Мавзолей Августа, 28—23 гг. до н. э. Современный вид
Рим. Мавзолей Августа, 28—23 гг. до н. э. разрез, план
Рим. Мавзолей Августа, 28—23 гг. до н. э. разрез, план
    Сооружение поражало своей грандиозностью: его диаметр достигал 89 м, а высота — 44 м. В отличие от строившихся ранее тумулусов он имел более сложный план, так как был рассчитан на большую нагрузку. В центре находился круглый пилон, который являлся стержнем всего сооружения и был окружен пятью кольцевыми, концентрически расположенными бетонными стенами. Мавзолей не имел единого интерьера.
    Его внутреннее пространство складывалось из облицованной травертином погребальной камеры со входом, тремя крестообразно расположенными нишами и круглым пилоном посредине и из двух круглых галерей. Все эти помещения соединялись с входным порталом прямым коридором. Третья, четвертая и пятая кольцевые стены были связаны между собой отрезками радиальных стен и нишами и перекрыты цилиндрическими сводами, образуй крепкий каркас субструкций, которые поддерживали насыпной земляной холм.
    Наружный вид мавзолея реконструируется с трудом из-за его плохой сохранности. Существуют четыре разные его реконструкции.
    Две из них с небольшими расхождениями воспроизводят тумулус в его чистом виде как курган над круглой каменной крепидой с колоссальной статуей императора на вершине. Сущность двух других выражает более общепринятая реконструкция Гатти. Согласно его гипотезе, каменный барабан вокруг земляного холма, засаженного вечнозелеными деревьями, составлял только первый ярус мавзолея. Над ним поднимался второй каменный барабан, обработанный пилястрами и увенчанный бронзовой статуей Августа.
Рим. Мавзолей Августа, 28—23 гг. до н. э. реконструкция
Рим. Мавзолей Августа, 28—23 гг. до н. э. реконструкция
    Значительная толщина третьего кольца внутренних стен (5,70 м) делает вероятным это предположение. Вход в мавзолей был отмечен двумя обелисками и двумя бронзовыми досками, на которых был вырезан текст завещания Августа, подводивший итоги его деятельности. Мавзолей возвышался среди обширного парка на квадратной площади, ограниченной с трех сторон улицами, которые включали его в систему города. Его величественный объем доминировал в ансамбле Марсова поля. Это было одно из самых монументальных сооружений I в. н.э. Грандиозный масштаб и строгая торжественность мавзолея Августа несомненно предопределили некоторые существенные черты постепенно слагавшегося ансамбля столицы империи.
Рим. Мавзолей Адриана, 130—148 гг. Реконструкция
Рим. Мавзолей Адриана, 130—148 гг. Реконструкция
    Мавзолей Адриана начал строиться в 130 г. н. э. на крутом правом берегу Тибра, напротив Марсова поля, и был закончен после его смерти. Первоначально мавзолей представлял собой облицованный мрамором цилиндрический объем (диаметром 64 м и высотой 21 м), обработанный рустикой внизу и лезенами наверху и завершенный аттиком со статуями на нем. Он поддерживал высокий узкий постамент, который возносил колесницу Гелиоса, венчавшую сооружение. Вокруг постамента на земляной подсыпке росли деревья.
    По своим пропорциям, распределению объемов и силуэту здание еще меньше напоминает тумулус, чем воздвигнутый на полтора столетия раньше мавзолей Августа. Впоследствии Антонин Пий, желая увеличить площадь захоронений, пристроил к круглому мавзолею квадратное основание со стороной 89 и высотой 15 м. Это изменило облик сооружения, приблизив его к распространенному типу цилиндрических гробниц на квадратном основании.
    Необычны подход к мавзолею и его внутреннее устройство. Поставленный у кромки берега мавзолей имел доступ только со стороны Марсова поля, откуда через Тибр был переброшен широкий мост с золочеными статуями на парапетах. Мост служил парадным преддверием перед входом в мавзолей, оформленным аркой. Вход соединялся коридором с вестибюлем, в глубине которого стояла огромная статуя императора, видная с противоположного конца моста. Справа постепенно поднималась вверх спиральная галерея, приводившая в погребальную камеру, расположенную над вестибюлем на высоте 10 м.
    Камера высотой 12 м имела три ниши для урн и, подобно галерее, освещалась световыми люками. Все внутренние помещения имели светлые мраморные стены и полихромные мраморные мозаичные полы.
    По своему местоположению мавзолей Адриана являлся форпостом на северо-западной границе города. Его важное стратегическое положение было использовано в конце III в. н. э., когда после многих столетий спокойствия для столицы империи вновь возникла угроза вражеского нападения. Колоссальный массив мавзолея был включен в состав стены Аврелиана, окружившей город в его новых границах. Оборонительное значение мавзолей продолжал сохранять не только в средние века, когда его преобразовали в крепость, названную замком Святого ангела, но и много позже (известна его роль во время захвата Рима в 1527 г.).
Рим. Мавзолей Адриана. Современный вид
Рим. Мавзолей Адриана. Современный вид
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому