Зрелищные сооружения. Театры - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Зрелищные сооружения. Театры

Архитектура античного мира > Римская империя. Общественные сооружения
Схема устройства велария
Схема устройства велария
    Особого размаха строительство зрелищных сооружений достигло в период империи. Не жалея средств на пышные зрелища, императоры тем самым, с одной стороны, укрепляли свое положение, привлекая к себе симпатии толпы, с другой — отвлекали массы от сложных проблем внутренней жизни государства. Лозунг "Хлеба и зрелищ" успешно проводился и во внешней политике Рима. Основывая колонии в провинциях, римляне всюду строили наряду с храмами, форумами и термами амфитеатры и театры.
    Эти последние сыграли важную роль в романизации провинций, особенно западных — Галлии и Британии. Не случайно в первые века империи в провинциях строилось больше зрелищных сооружений, чем в Италии.
    В зависимости от характера представлений существовали разные зрелищные сооружения — театры, одеоны, амфитеатры и цирки. В основных чертах их типы сложились при республике, но полного расцвета достигли в императорскую эпоху.
Театры, включающие храмик. план храмика театра Лептис Магны
Театры, включающие храмик. план храмика театра Лептис Магны
Театры, включающие храмик. план театра во Вьенне (Галлия)
Театры, включающие храмик. план театра во Вьенне (Галлия)
    Театры. Наибольший интерес к театральным представлениям в Италии проявлялся во 2-й половине I в. до н.э. при Августе и позже при Домициане, когда были построены многие театры. Все они сооружались на субструкциях, хотя большинство из них в разной степени использовало также склон холма для передачи на него давления театрона. В этих театрах главным фасадом быда наружная стена сцены. В театрах, выстроенных на равнине, главным иногда являлся полукруглый фасад здания.
    К театрам этого времени редко пристраивались криптопортики, поэтому их функции крытых фойе перешли к галереям, обходившим снаружи полукружие театра и перекрытых цилиндрическими сводами. В прислоненных к холму театрах эти галереи частично открывались аркадами (на боковых сторонах, не соприкасающихся с холмом), а частично переходили в сводчатый коридор, ограниченный извне подпорной стеной холма. Публика попадала из одного яруса в другой посредством лестниц между субструкциями, а радиальные коридоры выводили ее в зрительный зал.
    Внутри театр обычно состоял из трех ярусов мраморных ступеней, каждый из которых поднимался круче предыдущего. Театрон старались располагать на северной стороне холма, что создавало естественную затененность мест зрителей.
Помпеи. Большой театр. Три стадии развития сцены
Помпеи. Большой театр. Три стадии развития сцены
    Поверху проходила галерея, соединявшая театр со сценой. Зрительный зал затенялся также веларием — огромным ярким тентом на канатах, веером расходящихся от полукольца над орхестрой. Полукольцо и внешние концы канатов привязывались к стойкам, укрепленным с помощью консолей по верху стен здания.
Театры, включающие храмик. современный вид портика храмика Лептис Магны
Театры, включающие храмик. современный вид портика храмика Лептис Магны
    В некоторых театрах — в Кассино, Сепино, на вилле Адриана (Италия) во Вьенне в Галлии, Лептис Магне в Северной Африке — на верхнем ярусе по центральной оси здания располагался храмик, иногда выступавший за линию фасада. Другие театры (в Остии, Августе Тавринов, Либурно) кроме обычных входов по бокам от сцены имели третий вход, прорезавший театрон по центральной оси. Еще одной особенностью театральных зданий были бассейны орхестры, обнаруженные в Большом театре Помпей (3,9 X 5,9 м, глубиной 1,65 м), в театрах в Корольо, на Позилиппо, во Вьенне и др. Они предназначались как для мимических представлений в воде (миф о Геро и Леандре и др .), так и для разбрызгивания благовоний.
    Сцена — наиболее подвергавшийся изменениям элемент римского театра. Это узкое здание (или стена) с квадратными пристройками по концам, внутри которых имелись комнаты актеров и кладовые для реквизита. Примыкавшие к концам сценического здания галереи обходов и места над входами объединяли сцену с театроном. Расчлененный несколькими рядами ниш и колонн внутренний фасад сцены образовывал фон для действия, которое разыгрывалось на приподнятой площадке перед ней.
Театры с бассейном на орхестре. план театра в Корольо, I в. н. э.
Театры с бассейном на орхестре. план театра в Корольо, I в. н. э.
Театры с бассейном на орхестре. орхестра Большого театра в Помпеях, I в. до н. э. — I в. н. э.
Театры с бассейном на орхестре. орхестра Большого театра в Помпеях, I в. до н. э. — I в. н. э.
    Сцену скрывал занавес, опускавшийся к началу представления в специальное углубление перед рампой. Деревянная крыша на консолях над сценической площадкой, наклоненная к стене, отводила осадки посредством сквозных желобов в ее толще, выходивших на фасад. Полагают, что вначале сцены имели прямоугольные в плане очертания и что такими были до перестройки сцена театра в Остии и первая из трех сцен Большого театра Помпей. Затем плоскость внутренней стены сцены стала члениться нишами, из которых полукруглая центральная все больше выделялась, расширяясь и выдвигаясь вперед, фланкируемая прямоугольными нишами меньших размеров.
    В глубине центральной ниши помещалась статуя императора. Сцены этого рода с сильным выделением центра были распространены в Италии (театры Вероны, Игувиума, совр. Губбио, Ференто и др.) и во всей западной части римского мира — от северной Африки до Британии.
    Сцены продолжали перестраиваться и после сокращения во II в. н. э. строительства театров, делаясь все более нарядными, украшенными цветным мрамором и росписями. Статуи и вазы заполняли ниши. Лучковые фронтоны одних ниш чередовались с треугольными и разорванными фронтонами других, создавая пластически насыщенный фон театрального действия.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому