Трофеи
Архитектура античного мира > Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
Трофеи. Эти монументальные памятники воздвигались римлянами в знак победы в завоеванных странах или на их границах, прославляя победоносное римское оружие и напоминая покоренным народам о могуществе завоевателей. По архитектурной композиции они чрезвычайно близки к мавзолеям тумулусного типа. Одни из трофеев имели большое сходство с высотными мавзолеями.
Таков трофей Августа в Турби, воздвигнутый в 7—6 гг. до н.э. императором после его завоевания Альп. Это было стройное здание башенного типа: на низком цоколе располагался объем квадратного сечения со стороной 32,5 м, на который опирался цилиндр диаметром 21 м, прорезанный нишами и окруженный 24 колоннами. Над конической кровлей возвышалась бронзовая статуя Августа-победителя с фигурами скованных варваров у его ног. Внутри был ряд лестниц для подъема на верхний ярус.
Турби. Трофей Августа, 7-6 гг. до н.э. Современный вид
Адамклисси (Дакия). Трофей Траяна, 109 г. н.э. Детали рельефного фриза
Адамклисси (Дакия). Трофей Траяна, 109 г. н.э. реконструкция
Другие по своему образу ближе к классическим мавзолеям I—II вв. н.э. К этой категории принадлежал трофей Траяна в Адамклисси, построенный в 109 г. н.э. после победы над даками, жившими по Дунаю, на территории современной Румынии. Могучее кольцо его стен (диаметром 27 м) окружал пояс метоп укрупненного масштаба. По гипотезе Ф. Бобу-Флореску он проходил в средней полосе стены.
Его рельефы в шести батальных сценах, составленных из девяти метоп каждая, красноречиво раскрывали жестокую историю порабощения Дакии римлянами. Выложенная каменной черепицей крыша имела чешуйчатую поверхность. Ее плавное восхождение (под углом в 45°) подводило взор к двухъярусному шестигранному постаменту, на котором у подножия грозного трофея в мучительных позах застыли скульптурные фигуры пленных даков.
Монумент в Адамклисси, посвященный Марсу Мстителю, достигал 32 м в высоту и был хорошо виден издалека. Его окружали широкие ступени, приглашавшие зрителей — в большинстве своем покоренных, но не смирившихся даков — рассмотреть на близком расстоянии рельефы фриза, которые показывали неумолимую силу захватчиков. Трофей в Адамклисси, в полном смысле слова являвшийся памятником монументальной пропаганды, был поставлен для лучшего обозрения на открытом месте.