Жилые сооружения. Дом Фавна. Дом Серебряной свадьбы. Дом Шампионне. Дом Мозаики. Дом Ливии
Архитектура античного мира > Римская республика. Жилые сооружения
Помпеи. Дом Фавна. Атрий
В дошедшем почти без переделок доме Фавна (II в. до н. э.) композиция усложнилась. В передней части дома был уже не один, а два атрия, за ними расположен поперечно главной оси перистиль, а далее — второй перистиль, окружавший сад. Такое удвоение элементов нарушало строго осевое их расположение, но зато способствовало разграничению парадной и служебной частей жилища. Последняя находилась в правой половине дома.
Ее средоточием был небольшой четырехколонный атрий, лишенный таблинума. Он не выходил в перистиль, но сообщался с коридором, отделявшим от перистиля корпус кухни и бань. На двухэтажном фасаде ему соответствовал более низкий входной портал.
Помпеи. Дом Фавна. II в. до н. э. План
При входе в парадную часть дома посетителя приветствовала выложенная из камешков на пороге надпись: "Have" ("Здравствуй"). Гость проходил через вестибюль с полом из узорчатого красного сигнина и стенами, отделанными строгой архитектурной декорацией из стукового рельефа, и вступал в просторный атрий с мраморным имплювием и фигуркой фавна.
Помпеи. Дом Фавна. Мозаика: битва Александра Македонского с Дарием
Таблинум с мозаичным полом, имитирующим поставленные на ребро кубики, был слегка приподнят над уровнем атрия. Из него открывался вид на широкий перистиль (24X19,2 м). Ионические колонны перистиля окаймляли площадку двора, центр которой был отмечен мраморным столиком с фонтаном. Напротив обращенного к перистилю таблинума была устроена экседра, выходившая под портик перистиля и отделенная от его пространства коринфскими колоннами.
Ее украшала большая мозаичная картина, изображавшая битву Александра Македонского с Дарием. Экседра, фланкированная триклиниями, замыкала главную ось парадной части дома, начинавшуюся вестибюлем. Со временем к дому был добавлен второй перистиль, дорические портики которого окружали обширный, находившийся в задней части участка сад. По своим размерам — 32Х35 м — новый перистиль значительно превзошел первый.
Помпеи. Дом Серебряной свадьбы. 1-я половина I в. до н.э. Атрий
Построенный в начале I в. до н.э. дом Альбуция Цельса, известный более под названием дома Серебряной свадьбы, невелик и принадлежал к числу средних атриумно-перистильных домов города. Как и в доме Фавна, несколько сдвинутая ось перистиля не являлась прямым продолжением оси четырехколонного атрия (12Х16,5 м). Граница участка не позволила придать перистилю большую величину относительно атрия, что вызвало стремление расширить его хотя бы зрительно. Для этой цели был использован так называемый родосский портик, также пришедший в Италию с эллинистического Востока, но нашедший здесь иное применение.
Это примыкающий к атрию портик перистиля, дорические колонны которого, несколько меньшие по сравнению с коринфскими колоннами атрия, значительно выше колонн остальных портиков перистиля. Такое постепенное уменьшение высоты колонн создавало при взгляде на них из атрия иллюзию их перспективного сокращения.
В результате воспринимаемый из передней части здания перистиль казался гораздо больше своих реальных размеров, отчего дом в целом производил более внушительное впечатление. Зато из глубины перистиля дом выглядел иначе: пространство перистиля зрительно уменьшалось, а высокий атрий казался расположенным ближе, чем в действительности.
Помпеи. Дом Серебряной свадьбы. 1-я половина I в. до н.э. план
Помпеи. Атрий дома Серебряной свадьбы, 1-я половина I в. до н. э.
Дом Серебряной свадьбы — первый из известных до сих пор италийских домов, в котором использован перспективный эффект, в дальнейшем нашедший большое распространение. Тетрастильный экус под задним портиком перистиля имел еще меньшие по масштабу колонны, несшие легкий овод. На стенах им соответствовали не реальные, а иллюзорные пилястры с гирляндами между ними, изображенные живописными средствами, что было характерно для раннего II стиля стенных росписей. Характер дома несколько изменился при дальнейших достройках конца I в. до н. э. и 60-х годов I в. до н. э., когда вдоль левого фасада был разбит сад с летним триклинием, а справа добавлены термы с открытым бассейном во дворе. Таким образом, наряду с главной продольной ориентацией дома приобрела значение и его поперечная ориентация.
К концу II в. дон. э. появился новый вид атриумно-перистильнопо жилища — террасный дом, образцы которого известны в Помпеях, Риме и других городах древней Италии. Он развился из атриумного дома, построенного на склоне холма, сад (или огород) которого находился ниже уровня атрия. В этих условиях добавление перистиля и примыкающих к нему помещений было возможно лишь при использовании террас. Последние нередко укреплялись сводчатыми субструкциями, внутри которых иногда располагались обслуживающие помещения. Так атрий и перистиль оказались на разных уровнях, благодаря чему традиционная замкнутость атриумно-перистильного дома была нарушена. И из атрия, и из окруженного обычно аркадой на столбах перистиля раскрывался теперь широкий вид на окрестный ландшафт; свет и воздух свободно вливались в них.
Помпеи. Дом Шампионне, I в. до н. э. Реконструкция
В Помпеях террасные дома возникали на возвышенных участках близ обветшавшей крепостной стены. В восходящем к началу II в. до н. э. атриумном доме Шампионне таблинум и триклинии, выходившие за пределы площадки, опирались на субструкции. В начале I в. до н. э. для постройки перистиля на покатом, спускавшемся к городской стене участке были устроены две террасы.
Одну из них занял перистиль размеров 10,5X11,5 м, а другую — нижнюю, огражденную парапетом — одномаршевая лестница, ведущая в перистиль. Дом был обращен на юг проемами в стенах атрия и перистиля. Поверх арочных портиков перистиля, лежащего этажом ниже атрия, на уровне последнего проходила галерея, с которой открывался чудесный вид на далекое море, побережье и Везувий.
Помпеи. Общий вид террасных домов II—I вв. до н. э. Дом Мозаики с голубями (крайнего справа)
Помпеи. Дом Мозаики с голубями; разрез дома по пандусу
Этого же рода дом Мозаики с голубями в Помпеях (названный так из-за прекрасных мозаичных полов в таблинуме и соседних комнатах), а также смежные с ним дома. Но его центром был не перистиль, вообще здесь отсутствовавший, а заменявшие его три сводчатых зала, открытых на природу и сооруженных на одной из трех террас. Интересной особенностью дома было наличие вместо лестниц длинного пандуса, проходившего вдоль правой стены зданий и соединявшего террасную часть со входом в дом по уличному фасаду.
Помпеи. Дом Мозаики с голубями; 1 — план на уровне нижней террасы; 2 — план на уровне атрия
Рим. Дом Ливии на Палатине. Конец I в. до н. э.
В Риме от этого времени дошла только часть дома Ливии на Палатине, известного великолепными росписями II стиля. От него уцелели лишь остатки средней террасы с двориком, окруженным небольшими помещениями, и остатки нижней террасы. Подобно дому Мозаики с голубями нижнюю террасу занимали три больших сводчатых зала, открытых наружу и соединенных посредством пандуса с несохранившейся наверху атриумной частью дома.
Наибольшего развития террасные дома достигли в I в. до н. э. Позже более распространенным видом богатого дома стала загородная вилла, в которой также часто использовался принцип террасного построения.