Жилые сооружения. Экус. Дом Пансы
Архитектура античного мира > Римская республика. Жилые сооружения
Виды экусов в италийских домах. Помпеи. Тетрастильнын экус дома Серебряной свадьбы, 1-я половина I в. до н.э.
Виды экусов в италийских домах. Помпеи. Коринфский экус дома Лабиринта. I в. до н.э.
Виды экусов в италийских домах. Геркуланум. Дом Мозаичного атрия. Египетский экус
Новым элементом патрицианского дома был парадный зал с внутренней колоннадой — экус, включаемый в состав помещений атрия и в состав перистиля. По числу и расположению колонн атрий мог быть тетрастильным, как в доме Серебряной свадьбы, коринфским, как в домах Мелеагра и Лабиринта в Помпеях, и египетским, как в доме Мозаичного атрия в Геркулануме.
В двух первых видах экуса аркады по колоннам перекрывались легкими ложными сводами из оштукатуренного тростникового плетения, прикрепленного к балочной конструкции крыши. Египетский экус был устроен аналогично гипетральным залам Египта и базиликам, имевшим повышенную среднюю часть с боковым освещением.
Удлинение оси дома с введением перистиля, анфиладное расположение помещений и повышение некоторых из них до уровня второго этажа заключало возможность создания интересных перспективных эффектов. Этому способствовало и употребление в интерьере дома колоннад разных масштабов — в атрии, перистиле, экусах и простильных экседрах. Разный масштаб колоннад был также средством подчеркнуть особый характер каждого из этих помещений. Так, атрий с рядом высоких колонн выглядел гораздо торжественнее и официальнее, чем экус, меньшие размеры которого сообщали этому также парадному залу оттенок уюта.
Комфорт и роскошь, свойственные быту богатого горожанина II—I вв. до н. э., сказались не только в больших размерах домов и в усложнении их планировки, но и в пышной отделке помещений.
Атрий, украшенный мраморным мозаичным полом, фонтаном в бассейне имплювия и красивым мраморным столом, красочными росписями II стиля на стенах и статуями, приобрел вид парадного зала, внушающего посетителю мысль о богатстве и художественном вкусе хозяина. Из атрия через нарядный таблинум открывался вид на перистиль, цветники и деревья сада, среди которых белели мраморные статуи, блестели на солнце бронзовые фигуры и искрилась вода фонтанов.
Помпеи. Сад дома Марка Лукреция
Помпеи. Дом Пансы. II в. до н. э. Реконструкция
Атриумно-перистильные дома периода республики отличались необычным разнообразием композиционных схем при сохранении общих черт этого типа жилища. Это объясняется тем, что архитектура каждого дома определялась совокупностью разных условий: специфическими особенностями участка, его рельефом и микроклиматом, капиталом владельца, его общественным положением и количеством членов его семьи. Немалую роль играли личный вкус заказчика, его профессия и культура.
Дом Пансы, основная часть которого относится ко II в. до н. э. представлял собой правильный атриумно-перистильный дом с четким симметричным построением относительно продольной оси. Он имел ширину фасада 34 м и был вытянут в глубину. За атрием, пол которого был покрыт полированным сигнином (бетоном с примесью кирпичной крошки) с белым меандровым узором на красном фоне, находился 16-колонный ионический перистиль с бассейном в центре его. Перистиль достигал 19X15 м; его размер в осях колонн составлял 12Х7,75 м. Позже дом был расширен и частично перестроен.
Помпеи. Дом Пансы. II в. до н. э. план