Форумы 2. Рим. Табуларий
Архитектура античного мира > Римская республика. Общественные сооружения
Римский форум. Табуларий. 78 г. до н. э. Современный вид
Хаотичная застройка форума получила композиционный центр после возведения в 78 г. до н. э. на юго-восточном склоне Капитолия здания государственного архива — Табулария, замкнувшего форум. Со стороны форума это двухэтажное сооружение вознесено на 15-метровые субструкции. Главный фасад имел в основании почти глухую стену, закрывающую субструкции и прорезанную лишь рядом небольших окон. Открытая галерея первого этажа высотой около 10 м состоит из 11 арок пролетом 3,6 м и перекрыта сомкнутыми бетонными сводами. Воспринимающие их распор внешние столбы галереи крестообразны, так как служили контрфорсами и усилены с внутренней стороны выступами, а снаружи — дорическими полуколоннами. Очень узкие каннелюры делают полуколонны особенно могучими. Ионическая колоннада второго этажа не сохранилась. Сооружение подчеркнуто тектонично, благодаря сильному контрасту между тяжелым цоколем и облегченными верхними этажами.
На фасаде Табулария арка впервые объединилась с ордером, образовав новый архитектурный элемент — ордерную аркаду. Основные массы здания выполнены из бетона, но все его наружные стены были сложены из тесаного туфа и травертина и покрыты тонким слоем стука.
Римский форум. Табуларий. 78 г. до н. э. план
Под Табуларием проходила прямая лестница из 67 ступеней, соединяющая форум с уровнем храма Вейова. Она перекрыта девятью отрезками цилиндрического свода пролетом 2,05 м и длиной 1,6—1,85 м с плоскими перемычками между ними. С площадкой храма Юпитера форум связывался Капитолийским подъемом.
Римский форум. Табуларий. 78 г. до н. э. разрез, фрагмент фасада
Римский форум. Табуларий. Лестница с форума на Капитолий
В Табуларии впервые была удачно решена проблема фасада многоэтажного здания, и впервые в столице в общественном здании были применены своды различных типов. Строгое и торжественное здание Табулария доминировало над форумом как символ государственной власти.
В середине I в. до н. э. Римский форум был реконструирован. Его уровень был поднят новым каменным замощением. Это повлекло за собой перестройку ряда сооружений форума: базилики Эмилия, храма Весты, дома весталок и Ростр — ораторских трибун, украшенных носами вражеских кораблей и перенесенных от Комиция к подножию Капитолия. Одновременно началась постройка базилики Юлия, а под форумом, тесно заполнявшимся народом во время собраний и праздников, были сооружены сводчатые переходы (шириной 1,5 м при высоте 2,4 м).
Теснота Римского форума и политические расчеты Цезаря привели к постройке в 54—46 гг. до н. э. нового форума у отрогов Квиринала. Построенный в переходный исторический период диктатором в целях самоутверждения, этот форум в корне отличен от городских площадей республики. На нем нет базилики — этого средоточия общественной жизни граждан, а таберны торговцев устроены лишь в глубине одной из сторон форума, вдоль подъема Аргентариев, и заслонены портиками.
Состоявшие из двух рядов колонн и перекрытия портики располагались на три ступени выше уровня площади и направляли вошедшего на форум прямо к храму Венеры Родительницы, покровительницы рода Юлиев. Туда же было обращено конное изваяние Юлия Цезаря в середине площади. А в апсиде шестиколонного коринфского периптера стояла статуя Венеры, ведущей за руку Юла — родоначальника Юлиев.
Рим. Форум Цезаря. Современный вид храма Венеры Родительницы
Рим. Форум Цезаря. 54—46 гг. до н .э. План
Так был сделан первый шаг к обожествлению личности правителя, которое вскоре переросло в культ императоров. Многообразные функции форума оказались сведенными к одной главной — поклонению правителю. Из народной площади форум превратился в ансамбль, средствами архитектуры утверждавший власть диктатора.
Построенный по единому замыслу, форум Цезаря завершил становление типа римского форума. При близком сходстве по форме и размерам (42x125 м) с форумом Помпей в нем достигнуты большая геометричность плана и большая симметрия частей. Эти черты легли в основу планировки форумов последующего времени.