Святилища 2. Храм Геркулеса в Тибуре - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Святилища 2. Храм Геркулеса в Тибуре

Архитектура античного мира > Римская республика. Общественные сооружения
Тибур. Святилище Геркулеса Победителя. Субструкции со стороны реки. Гравюра Пиранези
Тибур. Святилище Геркулеса Победителя. Субструкции со стороны реки. Гравюра Пиранези
    В середине I в. до н. э. появился последний крупный культовый ансамбль республики — храм Геркулеса в Тибуре. Он явился дальнейшим развитием на новой стадии римской архитектуры того типа композиции святилища, который в зачаточной форме выразился в Кальяри и затем более полно воплотился в Габиях. Сложные местные условия вызвали необычное архитектурное решение комплекса.
    Поклонение Геркулесу Победителю в период постоянных победоносных для Рима войн необычайно возросло, и небольшое, аналогичное габийскому, святилище III в. до н.э. не могло вместить всех паломников. Нужны были помещения для возросшего жреческого персонала храма, сокровищницы для хранения доходов от святилища, портики для молящихся, лавки торговцев и склады.
    Однако холм, на склоне которого находился священный участок, был слишком тесно придвинут к реке Анио, а узкую береговую полосу занимала древняя Тибуртинская дорога — одна из основных транспортных и военных дорог, отходивших от Рима. Единственным способом увеличить площадку святилища было вынесение ее на субструкции, под которыми и прошла дорога, перекрытая цилиндрическим бетонным сводом с пролетом 8,5 м.
Тибур. Святилище Геркулеса Победителя. 1-я половина I в. до н. э. Реконструкция
Тибур. Святилище Геркулеса Победителя. 1-я половина I в. до н. э. Реконструкция
Тибур. Святилище Геркулеса Победителя. 1-я половина I в. до н. э. план
Тибур. Святилище Геркулеса Победителя. 1-я половина I в. до н. э. план
    Распор этого свода погашался цилиндрическими и сомкнутыми сводами таберн и складов по обеим сторонам дороги, освещавшейся световыми люками. Все сооружения комплекса выполнены из бетона, облицованного инцертом. Осуществленное здесь впервые пересечение сводов явилось важнейшим шагом в сводостроении, открывшим новые возможности построения архитектурного пространства.
    Последовательность во взаимном расположении элементов святилища здесь та же, что и в Габиях. Но портики, доведенные до нижней границы участка, объединили театр на нижней террасе с храмом на верхней террасе, преодолев некоторую разобщенность этих элементов святилища в Габиях и сообщив ансамблю целостность. Место простых колоннад в ограждающих святилище портиках заняли ордерные аркады, впервые широко примененные здесь уже как целостный архитектурный мотив.
    Портики усложнились не только по форме, но и по высоте, получив второй ярус (особенность, появившаяся в святилище Фортуны). Однако старый прием выделения храма как главного сооружения в ансамбле посредством меньшего масштаба ордера ограждающих его портиков остался неизменным. В этом святилище, обращенном открытой (западной) стороной к Тибуртинской дороге, храм доминировал не только над его широкой площадью и театром, но был издалека виден путникам, приближавшимся к городу. А из-за колонн храма Геркулеса и с верхних портиков открывалась прекрасная панорама Римской Кампании.
Тибур. Святилище Геркулеса Победителя. Улица под субструкциями. Гравюра Пиранези
Тибур. Святилище Геркулеса Победителя. Улица под субструкциями. Гравюра Пиранези
    Внешняя аркада святилища с тосканскими полуколоннами, не воспринимавшаяся в сопоставлении с храмом, но соответствующая масштабу реки, над которой она возвышалась, вдвое крупнее внутренней.
    Обогащенный новыми архитектурными формами и строительными приемами, ансамбль святилища Геркулеса в Тибуре усовершенствовал традиционную италийскую осевую композицию строящегося террасами святилища.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому