Большой и малый театры в Помпеях. Театр Помпея в Риме
Архитектура античного мира > Римская республика. Общественные сооружения
Помпеи. Большой театр, III—II вв. до н. э., перестроен в 75 г. до н. э. Современный вид
Большое место в жизни римлян занимали разного рода зрелища: драматические и мимические представления, гладиаторские игры и борьба с животными, состязания колесниц и т.п. Эти зрелища отразили отличие римской культуры от высокой духовной и физической культуры греков с их идеалом гармонического развития личности человека. Среди греческих зрелищ важное место отводилось традиционным состязаниям самих граждан, причем не только в силе и ловкости, но и в искусстве поэзии, музыки и пения.
В противоположность этому главными участниками римских зрелищ были рабы, нередко погибавшие на потеху зрителей — римлян. Римские зрелища в большинстве своем были рассчитаны на примитивные запросы толпы, часто отвечали самым низменным вкусам и носили пассивный потребительский характер.
Театры. В эпоху ранней республики для театральных представлений сооружались временные деревянные театры. Самым ранним сохранившимся каменным театром был Большой театр в Помпеях, примыкавший к Треугольному форуму. Построенный в III—II вв. до н. э., он был расширен и реконструирован в 75 г. до н. э. Эти две стадии строительства показывают процесс формирования театра римского типа.
Первоначально Большой театр был еще близок к греческому типу, сохранившему связь с природой и изолированность отдельных элементов. Расположенные полукругом места для зрителей — театрон — были устроены на ступенях, врезанных в холм. Орхестра, в которую можно вписать круг, еще греческого типа, а сцена представляла собой отдельное здание. За сценой находился обширный четырехсторонний портик, служивший фойе (впоследствии преобразованный в перистиль казармы гладиаторов).
Помпеи. план театров и Треугольного форума:
1 — Треугольный форум; 2 — Большой театр; 3 — Малый театр (Одеон); 4 — храм Изиды; 5 — портик театра, позже казарма гладиаторов
1 — Треугольный форум; 2 — Большой театр; 3 — Малый театр (Одеон); 4 — храм Изиды; 5 — портик театра, позже казарма гладиаторов
Помпеи. Малый театр, 1-я половина I в. до н. э. Орхестра
При реконструкции театра по его краям соорудили сводчатый коридор (крипту), ставший опорой для пяти дополнительных рядов мест. Концы полукружия облицованных камнем зрительских мест и сцена соединялись сводами, над которыми возникли места для почетных зрителей — трибуналия. Тем самым разрозненные прежде части театра слились в единое целое — характернейшая черта римского театра. Здесь же наметилась и другая его особенность — заполнение театра и освобождение его от зрителей через субструкции. Пять тысяч человек, заполнявшие Большой театр, могли проходить не только через главные входы у сцены, но и через крипту с ее тремя выходами.
Малый театр в Помпеях (Одеон), не связанный с холмом, построен в 80—75 гг. до н. э. сразу как единое здание. Прямоугольный в плане театр (27X27м) был перекрыт крышей и украшен внутри настенными росписями второго стиля. В углах за полукружием мест помещались лестницы и над ними еще несколько рядов.
Изменилась и форма орхестры — она стала полукруглой и вместила кресла почетных граждан. Театр был рассчитан на 1200 зрителей и предназначался для музыкальных и поэтических представлений перед избранной публикой.
Самым значительным в республиканский период был театр Помпея на Марсовом поле в Риме 55—42 гг. до н. э. По размерам и совершенству конструкции он означал новый этап в развитии римского театра. Театр Помпея был центром ансамбля, в который кроме него входил огромный сад позади сцены и храм Венеры Победительницы, расположенный над театром на высоких субструкциях и подчеркивавший ось композиции.
Рим. Театр Помпея. 55—52 гг. до н.э. Разрез (реконструкция)
Сад окружали портики из колоннад и прямоугольных и полукруглых экседр, украшенных статуями и росписями. Они доходили до древних храмов Ларго Арджентина, включив их в ансамбль.
Рим. Театр Помпея. 55—52 гг. до н.э. план (фрагмент античного мраморного плана Рима)
Великолепные портики Помпея стали центром общественной жизни Рима: туда были перенесены заседания Сената (на одном из них был убит Цезарь). Театр Помпея уже целиком надземный. Места для 17 тыс. зрителей опирались на бетонные, облицованные ретикулатом субструкции и размещались четырьмя ярусами. Театр имел два обхода: внутренний, прорезанный в радиальных субструкциях, и наружный, проходивший вдоль полукруглого фасада (диаметром около 150 м). Середину фасада из ордерных аркад, сложенных из туфа и травертина, занимали высокие субструкции храма Венеры.
Театр Помпея — заключительное звено в формировании театра римского типа: надземного сооружения на субструкциях с системой кулуаров и выходов под местами для зрителей.