Греция в эпоху архаики - История архитектуры

История архитектуры
История архитектуры
Перейти к контенту

Греция в эпоху архаики

Архитектура античного мира > Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    Процесс формирования классового рабовладельческого общества, развивавшийся в конце предшествующего периода (IX—VIII вв. до н. э.) лишь в наиболее передовых греческих общинах, в VII и VI веках захватил и другие, более отсталые области, где также стали складываться характерные для Греции полисы.
    С развитием частной собственности и товарно-денежного хозяйства быстро выросло рабство, а также имущественное неравенство внутри класса рабовладельцев. В руках евпатридов понемногу сосредоточились годные для обработки земли, широкие слои мелких производителей стали нищать и разоряться. Обезземеливание мелких хозяйств и развитие торговли послужили толчком к развитию колонизации и возникновению новых греческих полисов на широких пространствах — от западной части Средиземного моря, по всему западному побережью Малой Азии и до Северного Причерноморья.
    Колонизация в свою очередь способствовала дальнейшему развитию экономики Греции. В передовых торговых городах Малой Азии уже в VII в. до н. э. началась чеканка монет. Усовершенствование ремесел (особенно производства керамики, которая быстро становилась важным предметом вывоза) все более отделяло их от сельского хозяйства. Средоточием экономической и политической жизни в эту эпоху является город, где развивались ремесла и торговля. Возникнув из поселков, образовавшихся вокруг укрепленных дворцов вождей-базилевсов родовой аристократии, города естественно становятся центрами многочисленных полисов. Экономический рост их привел к накоплению больших богатств в руках как родовой аристократии, так и некоторых рядовых членов общины — купцов и ремесленников.
    С развитием плутократии (господства богатых как знатного, так и незнатного происхождения) в полисе разоряются рядовые члены общин.
    Большое имущественное неравенство среди свободного населения греческих полисов, явившееся следствием роста рабовладения и товарно-денежного хозяйства, привело к острой социальной борьбе в VII—VI вв. до н. э. не только между рабами (число которых быстро росло) и рабовладельцами, но и внутри класса рабовладельцев. Однако основным классовым противоречием был антагонизм между рабами и свободными гражданами. Классовая борьба в обществе свободных граждан часто завершалась свержением власти евпатридов и установлением тираний вождей народных движений, которые получали всю полноту власти в общине. Таким образом, тирания была одной из начальных форм рабовладельческого государства. Тирании сыграли прогрессивную роль в развитии греческого общества, так как укрепили рабовладельческое государство и разрушили пережитки родового строя. Такие тирании возникли в эллинских общинах Коринфа, Самоса, Милета, Митилен, Афин. Представляя собой общеэллинское явление, тирании тем не менее имели в различных полисах и некоторые местные особенности.
    В борьбе с родовыми учреждениями тирании опирались на демократическое население полисов. Главнейшими завоеваниями греческой демократии в социальной борьбе рассматриваемого времени было введение писаных законов, отмена деления населения по родам и введение имущественного ценза в качестве основного критерия при определении гражданских прав.
    Период тираний, являясь важным этапом развития греческого рабовладельческого общества, был также временем культурного расцвета. Дворы тиранов становились центрами культурной жизни — около них группировались поэты и художники. Тираны стремились ознаменовать свое правление сооружением значительных произведений архитектуры и большими строительными работами, используя труд как рабов, так и свободных ремесленников.
    Эллинская культура и художественное творчество VII—VI вв. до н. э. значительно богаче и разнообразнее, чем в эпоху Гомера. Городская жизнь, оживленные торговые связи с древними цивилизованными странами Востока и вновь основанными греческими колониями создавали условия, в корне отличные от патриархального уклада рубежа 2-го и 1-го тысячелетий до н. э. В эту эпоху — в VII—VI вв. — достигают большой высоты греческая поэзия и изобразительное искусство, особенно скульптура.
    Блестящая плеяда поэтов создает эллинскую лирику. Ионические (Архилох, Анакреонт) и эолийские (Алкей, Сафо) поэты воспевают личные душевные переживания. В лирике Солона преобладает политическая тематика. В творчестве дорических поэтов (Тиртей) звучат мотивы из жизни гражданской общины. Это — торжественная хоровая лирика. К концу рассматриваемого периода из незамысловатых сельских действ в честь бога вина Диониса постепенно слагается греческая драма. Около того же времени зарождается греческая проза.
    Одним из самых ярких проявлений роста эллинской культуры VII—VI вв. до н.э. было возникновение философии, родиной которой был Милет — самый богатый и сильный из городов Малой Азии. Милетские натурфилософы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) считали своей задачей установить ту первичную материю, из которой состоит Вселенная. В противоположность им Пифагор (VI в. до н.э.) создал свою идеалистическую концепцию мироздания на учении о «гармонических» числовых отношениях. Современник Пифагора, основатель Элеатской школы, Ксенофан выступил против эллинского политеизма, противопоставив ему учение о едином божестве, разум которого управляет миром.
    Эпоха VII—VI вв. до н. э. была временем значительного развития эллинской скульптуры, как декоративной, украшавшей общественные здания, так и статуарной. Особое распространение получают прямостоящие обнаженные фигуры юношей- атлетов (куросов) и задрапированных в богатые одежды девушек (кор).
    Эти первые опыты ваятелей еще скованы архаическими приемами изображения (главным образом фронтальностью построения фигур); тем не менее многие произведения исполнены жизненной силы, в них предугадываются будущие великие достижения греческой пластики.
    Керамика, достигшая высокого развития еще в предшествующую эпоху, продолжала процветать. Одним из главнейших центров ее производства в VII и в начале VI в. до н. э. был Коринф. Коринфские вазы в большинстве отличались несколько приземистыми, сочными формами и были покрыты пышным орнаментом.
Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика
© История архитектуры 2015-2025
Назад к содержимому