Виллы: Вилла Адриана
Архитектура античного мира > Римская империя. Жилые сооружения
Тибур. Вилла Адриана. Реконструкция главного здания Золотой площади
Тибур. Вилла Адриана, 118—138 гг. н.э . макет виллы
Загородные виллы в этот период строились реже, но немногие резиденции крупнейших фамилий приобрели грандиозный масштаб. Впервые этот масштаб был предопределен загородной виллой императора Адриана в Тибуре.
По определению Ланчани, вилла Адриана — "царица императорских вилл античного мира". Она сильно пострадала от хищнических раскопок, и сейчас трудно представить себе во всех деталях этот великолепный и очень сложный комплекс. В основном вилла была построена в 118— 138 гг. под непосредственным руководством Адриана, но закончена уже после его смерти. Она отличалась исключительной живописностью.
Тибур. Вилла Адриана. План главной части
Тибур. Вилла Адриана, 118—138 гг. н.э . Генеральный план
Согласно сведениям античных источников, по желанию императора на его вилле были воспроизведены некоторые прославленные местности (Темпейская долина у отрогов Олимпа и др.), а также возведены Пойкиле, Ликей, Академия, Пританей и Каноп. Это не были копии знаменитых построек античного мира, виденных Адрианом во время его путешествий по империи, но лишь весьма отдаленные вариации на темы этих зданий.
Очень многое в композиции виллы определялось пейзажем. Построенная на склоне холмов, она ориентирована приблйзительно с севера на юг. Наиболее возвышенные точки виллы — Академия и Золотая площадь — находятся на отметке несколько выше 100 м над уровнем моря, самая нижняя точка (район входа) — на отметке 62,4 м. С востока и запада площадь виллы ограничивается долинами.
Вилла расположена так, что, входя в нее, посетитель находится в самой нижней точке и горизонт его ограничен. Какую бы из расходящихся отсюда дорог он ни избрал, он с каждым шагом поднимается все выше, его горизонт расширяется, в пейзаж включаются все новые холмы, долины, парки и скрывающиеся среди них здания и скульптуры. Яркая зелень холмов, затененные прохладные долины, блеск на солнце мрамора зданий, скульптуры и зеркала водных поверхностей — весь очеловеченный пейзаж благодатной средней Италии,ограниченный на горизонте высокими холмами, с каждым шагом все больше развертывается перед посетителем.
Тибур. Вилла Адриана. вестибюль Золотой площади
Тибур. Вилла Адриана. Морской театр. План
В плане виллы отсутствует регулярность, он распадается на четыре группы сооружений: так называемую зону Больших перистилей (где находились жилые апартаменты императора), Пойкиле, Каноп и Академию. Однако каждая из них была четко организована вокруг своего центра.
Один из малых ансамблей образуют здания, сосредоточенные вокруг прямоугольного перистиля Золотой площади (ее размер 61X60 м), названной так из-за обилия и богатства сделанных здесь находок.
Меньший масштаб соседних построек заставлял воспринимать примыкающие к перистилю сооружения как более грандиозные, чем они были в действительности. Вдоль более коротких сторон площади располагались: с северо-востока — вестибюль с двумя фланкирующими его небольшими залами; с юго-запада — сложная система помещений вокруг центрального зала, служившего предположительно приемным залом императора.
Здания Золотой площади чрезвычайно интересны с точки зрения того, насколько далеко римские зодчие пошли в области освоения криволинейных пространств и их перекрытий. В центрическом купольном вестибюле чередование сменяющих друг друга полукруглых и прямоугольных ниш создало внутреннее пространство сложной формы. Давление купола, в центре имевшего опайон, а в нижней части разбитого распалубками на восемь опорных ребер, передавалось на углы здания, к которым в интерьере были приставлены колонны. Отмечаемую вестибюлем центральную ось ансамбля далее продолжал пересекавший Золотую площадь длинный бассейн с фонтанами, подводивший к входу в юго-западную часть комплекса.
Тибур. Вилла Адриана. Морской театр. общий вид
Тибур. Вилла Адриана. Пойкиле. План
Композиция этой главной части ансамбля при всей ее ясной симметричности весьма сложна. В квадратном среднем помещении восемь крестообразно расположенных опор несли восьмичастный купол диаметром около 20 м с опайоном. Расположенные в углах четыре ниши с апсидами имели выступающие наружу дугообразные портики. Четыре прохода между ними были заполнены портиками обратной кривизны. Проход, противоположный входному, вел в закругленный нимфей, два других — в атрии по сторонам главного зала. Подкупольное пространство главного зала с одной стороны расширено портиками проходов, но с другой стороны деформировано вторгающимися портиками обратной кривизны.
Изощренность плана и сопоставление взаимопроникающих пространств криволинейных очертаний приобретают здесь невиданную ранее степень виртуозности. Фланкирующие главный зал маленькие атрии с бассейнами посредине и двумя криволинейными сторонами каждый в свою очередь являлись центрами открывавшихся в них прямоугольных зал. В целом в сооружениях юго-восточной части Золотой площади была достигнута стройная организация последовательно подчиненных друг другу пространств.
В перекрытии ядра этого сложного комплекса сочетались различные виды сводов: восьмилопастной купол с распалубками окружали, чередуясь, купольные части перекрытий закругленных проходов и трехчастные сомкнутые своды угловых ячеек, к которым примыкали цилиндрические своды угловых ниш и маленькие полукупола апсид. Купол производил внушительное впечатление, будучи сопоставлен с нарочито миниатюрными колоннадами портиков и гораздо меньшим куполом вестибюля, и доминировал в ансамбле Золотой площади.
Тибур. Вилла Адриана. Пойкиле. современный вид
Тибур. Вилла Адриана. Каноп. Современный вид
К северо-западу от Золотой площади, следуя уровню постепенно понижающейся местности, находились жилые помещения императора, его свиты и гостей, далее — греческая и латинская библиотеки, а слева — терраса, с которой открывался вид на Темпейскую долину. Ко двору греческой библиотеки примыкал круглый нимфей, называемый Морским театром и служивший местом уединения и занятий императора. В центре нимфея находился окруженный каналом круглый островок (диаметром 24,5 м) с комнатами и портиками прихотливых очертаний и атрием с вогнутыми внутрь дугообразными стенами. Мраморные берега канала окаймляла изящная колоннада белого мрамора, отражавшаяся в воде.
Рядом с Морским театром возвышалось самое большое сооружение виллы — Пойкиле, построенное под впечатлением знаменитого расписного портика Афин. Две могучие стены длиной 232 м, соединенные дугообразными поперечными стенами (97 м), образовывали площадь с писциной в центре, окруженную портиками для прогулок. Благодаря ориентации по сторонам света, один из портиков был всегда освещен и согрет солнцем, а другой погружен в тень, что позволяло выбрать для прогулки подходящий портик. Северная стена Пойкиле имела также наружный портик.
В юго-восточной части виллы находился Каноп, который являлся как бы моделью знаменитого египетского святилища бога Сераписа близ Александрии, к которому подводил канал Еврип. Канал на вилле Адриана (размером 119Х18 м) был окаймлен колоннадой, в перекрытии которой арки чередовались с отрезками архитрава. В середине правого берега вместо колонн стояли кариатиды и силены, а на левом берегу двойной ряд колонн служил основанием перголы. Канал замыкался нимфеем, имитирующим Серапейон. Подводившаяся акведуком вода поступала в бассейн за большой полукруглой нишей и, разветвляясь, выливалась через нее в виде фонтанов и каскадов вниз, в канал, зеркало которого отражало многочисленные статуи (копии египетских и классических греческих скульптур).
Тибур. Вилла Адриана. Каноп. план
Тибур. Вилла Адриана. Каноп. Кариатиды
Из построек виллы выделяются также трехъярусный бельведер (так называемая Роккабруна); огромный квадрипортик (51x32 м) с рыбным садком; термы с гелиокамином; греческий театр и др.
На этой самой великолепной из римских вилл многие сооружения приобрели не только преувеличенный или преуменьшенный масштаб, но и необычный на римской почве архитектурный образ и формы (приемный зал в ансамбле Золотой площади, нимфей Морской театр, Академия — здание причудливой конфигурации, служившее летней резиденцией императора, и др.). Это отражало, с одной стороны, изощренный вкус владельца виллы и его склонность к эклектизму, а с другой — интереснейшие поиски римских зодчих в области конструкции и архитектурной формы, во многом предвосхитившие искания архитекторов итальянского барокко.
Тибур. Вилла Адриана. Каноп. Кариатиды